• 2ЭС7
  • 2ЭС10
  • 2ЭС6
  • ГТ1h
  • ТГ16М
  • ТЭ8
  • ТЭМ14

Новости

V Отраслевая конференция_Вопросы обновления парка тепловозов предприятий промышленности и железнодорожных администраций
Реализация непрофильных активов СТМ

Публикации

10 Февраля 2015 Такой удачный номер семь. Тепловозы серии ТЭМ7 40 лет эксплуатируются на российских железных дорогах, Гудок

Прошло ровно 40 лет с тех пор, как из стен Людиновского тепловозостроительного завода вышел первый тепловоз знаменитой серии ТЭМ7. Большого удивления достоин тот факт, что и по сей день «семёрка», несмотря ни на что, не перекочевала в разряд морально устаревших моделей. Она и сегодня продолжает успешно трудиться на многочисленных объектах российских железных дорог.

Документы более чем 40-летней давности свидетельствуют, что разработка тепловозов серии ТЭМ7 была начата «в соответствии с техническим заданием Министерства путей сообщения СССР, Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения и Министерства электротехнической промышленности на Людиновском тепловозостроительном заводе под руководством главного конструктора завода В.Н.Логунова». Новая машина предназначалась для вывозных и маневровых работ на станциях, в том числе на сортировочных горках, с составами, вес которых требует локомотивов с тяговым усилием на 40–50% выше, чем у широко применявшихся в то время шестиосных маневровых тепловозов.

Уже с первым появлением тепловозов ТЭМ7 специалисты со всей очевидностью могли убедиться, что новый локомотив по основным эксплуатационным качествам не имел себе равных.

– Практически до последнего времени «семёрка» не утратила имиджа самого мощного маневрового тепловоза на всём постсоветском пространстве, – свидетельствует старший научный сотрудник отделения «Тяговый подвижной состав» ОАО «ВНИИЖТ» Игорь Сиротенко.

Ещё более очевидными достоинства новой машины выглядели в сравнении с повсеместно используемыми «чмэшками» – маневровыми тепловозами ЧМЭ3. И сейчас можно не без удивления наблюдать, как спарка этих двух тепловозов пыхтит под составом-длинномером. А работающая рядом «семёрка» в одиночку и без видимого напряжения берёт точно такой же вес своими дизельными двумя тыс. «лошадями» (против 1350 л. с. у «чеха»).

– Ну что вы! Разве можно их сравнивать? – делится своим мнением машинист эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Александр Могильный, шесть лет не выпускающий из рук контроллера «семёрки». – Это же небо и земля. Взять вес в семь, девять тыс. т для моей машины в порядке вещей. Она одинаково здорово проявляет себя в маневровых, горочных, выставочных работах. При необходимости может потрудиться и как магистральный тепловоз.

Позже появились на свет новые модификации серии ТЭМ7. С 1988 года людиновцы приступили к изготовлению тепловозов серии ТЭМ7А. В отличие от своих предшественников новые локомотивы потребляли меньше топлива, были снабжены дополнительными опциями: кондиционером, компьютерной системой управления, электродинамическим тормозом, модернизированной обшивкой кабины и пультом управления. И всё-таки это была всего лишь модификация серии, и по сей день сохранившей свою популярность.

Много ли претензий было у машинистов за 40 лет её эксплуатации?

– Конечно, были, – отвечает Александр Могильный. – Скорее, можно было бы задаться вопросом, если бы они отсутствовали. Если тепловоз широко востребован, то лишний раз возможность «пощупать» все его характеристики за многолетнюю эксплуатацию получили многие машинисты. Разумеется, у каждого на сей счёт своё мнение.

Вот и Александр Иванович не скрывает, что от эксплуатационников депо Бекасово-Сортировочное в адрес завода-изготовителя ТЭМ7 многократно поступали предложения по совершенствованию отдельных узлов локомотива.

– С нашей стороны были претензии по тормозным цилиндрам, – признаётся он. – Когда наступал их износ, текло масло. Иногда подводят поршневые компрессоры. Но такие передряги я бы назвал чисто рабочими моментами. Тем более что представители Людиновского завода постоянно находятся с нами в контакте, реагируя на все наши предложения. Даже с учётом мелких недочётов тепловоз в целом получился удачным и ещё долго послужит.

Стоит отметить, что практически за весь период существования локомотивов серии ТЭМ7 конструкторы продолжали тестировать тепловоз. Уже в период 1977–1980 годов специалисты ВНИИЖТа совместно с коллегами с Людиновского завода провели комплекс исследований и поездных испытаний машины, которые позволили несколько улучшить конструкцию экипажной части. Позже в ходе новых испытаний тепловозов выявилось, что для быстрого наполнения тормозной системы состава недостаточна производительность компрессора. Тогда в порядке эксперимента на тепловозе ТЭМ7 были установлены два компрессора ПК-5,25.

Интересно, что в прошлом году на нескольких площадках (в том числе в эксплуатационном локомотивном депо Бекасово-Сортировочное) прошли испытания маневрового тепловоза ТЭМ14, созданного на базе ТЭМ7А (в отличие от своего предшественника ТЭМ14 оснащён двумя дизелями). Как рассказывает Игорь Сиротенко, в сравнении с «семёркой», где размещена одна мощная силовая установка, тепловоз 14-й серии в режиме эксплуатации расходует меньше топлива (почти на 20%).

– Однако тот факт, что тепловозы более поздних серий по отдельным характеристикам выглядят предпочтительнее собратьев под номером семь, нисколько не умаляет достоинств последних, – делает вывод сотрудник ВНИИЖТа. – Концепция тепловозов серии ТЭМ7 оказалась удачной и вполне может ещё долго служить основой для внедрения новых экспериментальных решений.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1254236&archive=2015.02.11

Яндекс.Метрика