Алексей Зайцев, технический директор холдинга «Синара – Транспортные машины» (СТМ), «Бионика и эргономика в тренде»

Колонка руководителя
24 Июн 2021
В сфере железнодорожного машиностроения сформирован прочный тренд на создание техники, которая не только удовлетворяет требованиям техзаданий, отраслевым стандартам и нормативным документам, но в то же время эстетично выглядит. Промышленный дизайн как направление существует много лет, и считать его приметой последнего времени неправильно.

Если говорить о российской локомотивостроительной индустрии, то запросы на концепты появились около 15 лет назад. Предвосхищая требования наших заказчиков, и в первую очередь нашего стратегического заказчика ОАО «РЖД», при создании техники мы учитываем всё – и интерьер, и экстерьер, над вопросами промышленного дизайна работают сотрудники научно-исследовательского центра холдинга СТМ.

Здесь ключевой задачей для себя мы выделили следующее – сформировать узнаваемый облик продукции СТМ, придерживаясь концепции единой транспортной экосистемы. И речь идёт не только о подвижном составе, но и нашем сравнительно новом направлении бизнеса – городском общественном транспорте (ГОТ). Это трамваи, вагоны метро. Таким образом, дизайн-концепт ГОТ новой линейки продукции – наш следующий важный шаг в развитии узнаваемого облика и ДНК-бренда СТМ.

Что касается уже созданных на основе современных требований промышленного дизайна образцов железнодорожной техники, то вся наша последняя техника воплощена на принципах эстетики комфорта и функциональности. Я бы выделил электропоезда «Ласточки». Это наша совместная разработка с компанией Siemens. Кузова у них более обтекаемой формы, чем у поездов предыдущих поколений. Это сделано, чтобы снизить лобовое сопротивление, придать поездам узнаваемость. То же касается и электровозов, и тепловозов.

Взять ещё одну нашу флагманскую разработку – магистральный тепловоз 2ТЭ35А для Восточного полигона, разрабатываемый в соответствии с требованиями РЖД. Он создаётся с фокусом на человека, сочетает в себе аспекты эргономики и комфорта использования, бионики (детали повторяют мягкие природные формы), модульности и экологичности. К примеру, более удобными будут поручни и ступеньки для эксплуатации и обслуживания локомотива. Они размещены в углублениях маски лобовой части локомотива и являются частью образа. Цельное лобовое стекло (без серединной перемычки) и стекло прожектора находятся в одной наклонной плоскости, образуя единую конструкцию. В интерьере самой кабины пространство будет организовано эргономичнее, чем раньше. Все приборы на панели управления расположатся компактнее, а для локомотивной бригады будет просторнее. При этом мы строго учитываем все санитарные нормы и требования безопасности. Для компоновки внешнего вида локомотива имеют значения также зеркала и свет. Сейчас та же светотехника, расположенная над ветровым стеклом, должна быть выполнена в форме кузова: то есть если кузов с обтекаемыми углами, то и все светодиодные источники тоже должны быть выполнены так же, чтобы общий облик выглядел завершённым.

Все нововведения в проекты мы утверждаем с представителями РЖД. По требованию заказчиков прорабатываем каждую деталь: зеркала, размещение светотехники. Тщательно прорабатываем на предмет возможности их изготовления с производителями и поставщиками. Так, световой прожектор на локомотиве 2ТЭ35А будет утверждён и выполнен в форме трапеции. Зеркала бокового вида будут такой же прямоугольной формы, тут ничего не изменится, может, размером будут побольше. Отмечу, что хотя ливрея нового локомотива будет сделана в привычной глазу корпоративной красно-серой гамме РЖД, но всё же внешне это будет столь же выдающийся и яркий локомотив.
Все интервью
Подписаться на рассылку

Другие интервью