Инновационные технологии сервисного обслуживания и ремонта локомотивов. Из опыта АО «Синара — Транспортные Машины».
Сегодня на сервисном обслуживании в ООО «СТМ-Сервис» находится порядка 8 тыс. секций локомотивов. Основной обслуживаемый парк составляют грузовые электровозы постоянного тока — это 73%, к которым относятся как «старые» серии локомотивов ВЛ10 и ВЛ11 всех эксплуатируемых индексов (в/и), так и новые локомотивы 2(3)ЭС6, 3ЭС8 и 2(3)ЭС10. Также на сервисном обслуживании есть другие типы локомотивов — грузовые электровозы переменного тока серий ВЛ80, 2ЭС7, ЭС5К, пассажирские электровозы постоянного и переменного тока (ЭП1 и ЭП2К), грузовые тепловозы серий М62, ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ25КМ, ТГ16М, пассажирские тепловозы серии ТЭП70, а также парк маневровых тепловозов, на долю которых приходится 14% от общего количества локомотивов, принятых на сервисное обслуживание, к ним относятся серии ЧМЭ3, ТЭМ2, ТЭМ7, ТЭМ14, ТЭМ18.
Если разделять парк на «старые» и «новые» серии локомотивов, то соотношение составляет 44% против 56% в пользу «новых» серий. Что касается парка по договорам (контрактам) жизненного цикла (КЖЦ), то это 30% локомотивов от общего количества, которые обслуживаются по Договору поставки в ОАО «РЖД» как от компаний Группы Синара (ТЭМ14, 2(3)ЭС6, 2ЭС7, 3ЭС8, 2(3)ЭС10), так и от ООО «Торговый дом ТМХ» (ЭП2К, 2(4)ЭС5К, ТЭП70, 2ТЭ25КМ, ТЭМ18).
По изменению объема локомотивного парка можно сказать, что он постоянен и практически не меняется на протяжении 10 лет, так как объем парка определяет основной заказчик — ОАО «РЖД» исходя от потребности перевозки грузов и пассажиров. Меняется только его структура путем замены «старых» локомотивов, которые выработали свой ресурс, на «новые», поставляемые по КЖЦ.
В ООО «СТМ-Сервис» совместно с ОАО «РЖД» разрабатывается программа развития сервисных локомотивных депо (СЛД) на период 2025 — 2030 гг. и на перспективу до 2035 г. В разрабатываемую программу развития, с учетом замены парка локомотивов, включено освоение новых видов ремонта как локомотивов, так и основного линейного оборудования, которое предполагает модернизацию площадей и сооружений, а также дооснащение СЛД необходимым технологическим оборудованием, стендами и оснасткой для выполнения ремонта локомотивов новых серий.
Все эти вопросы отработаны с Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД», и уже утверждена совместная программа развития производственных мощностей локомотивного комплекса до 2035 г., с учетом поставки перспективного тягового подвижного состава на период 2025 — 2035 гг. Как пример, в данной программе предусмотрены организация цеха по ремонту колесных пар в СЛД Рыбное, реконструкция и техническое перевооружение таких депо, как Пермь, Чусовой, Кинель, Пенза, Моршанск, Ульяновск, Бекасово, Орехово, организация ремонта якорей тяговых электрических двигателей в СЛД Московка, а также реконструкция других СЛД и ПТОЛов.
В период II — III кварталов 2024 г. совместно с региональными управлениями сервиса и ОАО «РЖД» проведена работа по формированию на 2025 — 2035 гг. проекта программы ОАО «РЖД» по дооснащению и модернизации технологическим оборудованием СЛД. Данная программа согласована ООО «СТМ-Сервис» и утверждена Дирекцией тяги ОАО «РЖД».
В ООО «СТМ-Сервис» организованы и функционируют два Центра мониторинга технического состояния локомотивов новых серий, базирующихся в Екатеринбурге и Челябинске. Изначально центры мониторинга создавались под две серии электровозов — 2(3)ЭС6 и 2(3)ЭС10, основной задачей которых являлся не только контроль за локомотивами в эксплуатации, расшифровка диагностических файлов систем управления локомотивов и поиск нарушений режимов эксплуатации в них, но и выдача рекомендаций сервисным локомотивным депо о необходимости дополнительных видов работ при обслуживании локомотивов. В настоящее время компетенции центра мониторинга в Челябинске позволяют дополнительно к электровозам 2(3)ЭС6 проводить анализ данных по работе тепловозов ТЭМ14, 2ТЭ116У, 2ТЭ25КМ.
Все железнодорожные полигоны присутствия ООО «СТМ-Сервис» пропорционально делятся между Центрами мониторинга. К положительным эффектам можно отнести тенденцию по снижению количества нарушений режимов эксплуатации со стороны локомотивных бригад.
Приоритет компании в части обеспечения безопасности и экологичности сервиса определен реализацией мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков работников (световая индикация опасной зоны, замена паяльных ламп, электрические безвоздушные краскопульты и др.), улучшение условий труда на рабочих местах (применение очков с корригирующим эффектом, применение экзоскелетов и др), в том числе санитарно-бытовых, и снижение образования отходов 1-го класса опасности.
В рамках снижения количества отказов в эксплуатации, повышения надежности локомотивов совместно с заводами-изготовителями локомотивов и Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД» разрабатываются и утверждаются совместные мероприятия по повышению надежности локомотивов и основного оборудования с учетом повышения качества сервисного обслуживания.
В рамках замещения «старого» парка электровозов на «новый» с 2022 г. ОАО «РЖД» начало поставку новых грузовых электровозов 2ЭС6 на полигон Московской дороги. Для организации сервисного обслуживания этих электровозов совместно с ОАО «РЖД» произвели дооснащение и подготовку производства СЛД Орехово и Рыбное к обслуживанию и ремонту данных электровозов. Аналогичная работа проведена по СЛД Пермь, куда также с 2022 г. производится поставка электровозов 3ЭС6 взамен электровозов серии ВЛ11.
Для выполнения неразмещенных на заводах ремонтов в объеме СР электровозов серии 2ЭС6 в 2022 г. проведена работа по освоению среднего ремонта данных электровозов в СЛД Кинель и Зауралье с получением необходимой разрешительной документации. Таким образом, в ООО «СТМ-Сервис» на сегодняшний день четыре СЛД способны выполнять ремонт в объеме СР электровозов 2ЭС6 — Московка, Тайга, Зауралье, Кинель.
В рамках цифровой трансформации работы наших производственных предприятий с целью гибкого реагирования на изменяющиеся условия в компании реализованы проекты, направленные на автоматизацию технологических процессов, производственного учета, бухгалтерского и налогового документооборота. Большинство решений предложено и реализовано сотрудниками ООО «СТМ-Сервис», о чем свидетельствуют записи в Реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
За последние годы можно выделить наиболее значимые проекты, среди них следующие.
- Освоение ремонта в объеме ТР-3 грузовых тепловозов 2ТЭ25КМ на производственных мощностях СЛД Моршанск. Данные тепловозы являются новыми для компании, и освоение ремонта ТР-3 позволило развить все компетенции по сервисному сопровождению этой серии до заводского ремонта. Следует отметить, что ранее СЛД Моршанск специализировалось на ремонтах объема ТР-3 тепловозов серии 2ТЭ10.
- Освоение ремонта в объеме ТР-3 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ в границах Западно-Сибирского управления сервиса позволило отказаться от услуг компании ООО «ЛокоТех» и организовать ремонт собственными силами.
- Освоение ремонта линейного оборудования:
• ремонт асинхронных тяговых двигателей электровозов 2ЭС10 с заменой подшипника;
• полное освидетельствование колесных пар (ремонт со сменой элементов) электровозов 2ЭС10 и тепловозов ТГ16М;
• ремонт дизельного двигателя типа Д49.
Согласно условиям заключенного контракта с Дирекцией тяги ОАО «РЖД» за последние три года было инвестировано в сервисные локомотивные депо свыше 1 млрд рублей и поставлено 280 ед. технологического, станочного, грузоподъемного и стендового оборудования.
Со своей стороны, ООО «СТМ-Сервис» считает важным и значимым аспектом хозяйственной деятельности инвестирование в ключевые и развивающиеся проекты. За последние три года компания инвестировала порядка 400 млн руб., реализованы следующие проекты модернизации технологий:
- поставка сухого песка на пункт технического обслуживания локомотивов станции Данилов в саморазгружающихся бункерных грузовых вагонах;
- организация проведения полного освидетельствования колесных пар 2ЭС10 в сервисном локомотивном депо Свердловск;
- организация участка полного освидетельствования и переформирования колесных пар электровозов 2ЭС6 в СЛД Дёма; организация проведения полного освидетельствования колесных пар ТГ16М в сервисном локомотивном депо Свердловск.
Проекты цифровой трансформации и информационных технологий: внедрение ERP-системы, организация IT- инфраструктуры, а также проекты замены компрессорного оборудования, оборудования химической чистки спецодежды, автотранспорта и др.
В перспективе до 2035 г. все 27 сервисных локомотивных депо ООО «СТМ- Сервис» в той или иной степени перейдут на обслуживание нового парка локомотивов. Особенно это актуально для Западно-Сибирской дороги, на которой к этому времени электровозов старых серий почти не останется. Новыми локомотивами продолжит насыщаться локомотивный парк Куйбышевской и Московской дорог. Сейчас поставки новых электровозов серии 2ЭС6 уже пошли в СЛД Дёма. На Южно-Уральской дороге практически не останется электровозов серии ВЛ80 — на смену старому парку приходят электровозы серии ЭС5К «Ермак».
В настоящее время в компании активно осваивается ремонт в объеме ТР-3 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ, которые приходят на замену морально устаревших локомотивов серий ТЭМ2 и ЧМЭ3. На 2024 г. в планах освоение данного ремонта в СЛД Московка, Южный Урал и Стерлитамак.
Как уже упоминалось выше, ремонт в объеме ТР-3 грузовых тепловозов 2ТЭ25КМ освоен в СЛД Моршанск, а в этом году силами Южно-Уральского управления сервиса проводится работа по освоению данного ремонта в условиях СЛД Орск.
Что касается среднего ремонта корпоративной серии электровозов 2(3)ЭС6, продолжается начатая работа по освоению данного вида ремонта в условиях СЛД. Этот вид ремонта уже выполняется в таких депо, как Московка, Тайга, Кинель и Зауралье, а в 2026 г. планируется освоение СР электровозов 2(3)ЭС6 в СЛД Дёма. Данные компетенции позволят совместно с локомотиворемонтным заводом ООО «НЭРЗ», который также реализует программу развития производственной мощности, разместить всю потребность в проведении заводских ремонтов электровозов 2(3)ЭС6.
Заводские ремонты компании СТМ сосредоточены на Новосибирском электровозоремонтном заводе (НЭРЗ). История завода начинается в 1944 г. Он был создан на базе паровозоремонтных мастерских на фоне активного развития промышленности и увеличения железнодорожных перевозок грузов.
В состав СТМ предприятие вошло в 2017 г. Коллектив НЭРЗ в более чем 1,6 тыс. человек специализируется на заводском ремонте электровозов, а также ремонте их узлов и агрегатов.
В структуре преобладают работы по локомотивам 2ЭС6 — самым массовым электровозам постоянного тока нового поколения на сети РЖД. В период с 2021 по 2023 гг. на заводе было отремонтировано 836 секций электровозов. К концу 2024 г. эту цифру планировалось увеличить еще на 308 ед.
На заводе реализован масштабный проект по повышению эффективности производства — «НЭР3-30». Благодаря реализации проекта, HЭP3 увеличил объем выпуска с 23 до 30 секций локомотивов в месяц. Кроме того, комплексные изменения позволили существенно сократить время ремонта электровозов, повысить пропускную способность производства и обеспечить высокое качество продукции. Специалисты завода при участии консультантов Федерального центра компетенций за 6 мес. 2024 г. выстроили модель идеального производственного потока, что позволило повысить пропускную способность участка на 50%, снизить уровень незавершенного производства на 12% в месяц и увеличить производительность на 31%.
Один из самых амбициозных проектов НЭРЗ — освоение среднего ремонта современных электровозов серии 2ЭС10. Он реализуется при поддержке Фонда развития промышленности. В рамках программы «Повышение производительности труда» НЭРЗ получил льготный займ под 1% годовых на сумму 299,4 млн руб. Данная программа направлена на повышение экономических и производственных показателей на промышленных предприятиях, расположенных в регионах-участниках национального проекта «Производительность труда». В рамках нее проведены закупочные конкурсы, а также заключены договоры с десятью поставщиками на 19 ед. оборудования.
Работе со всем новым оборудованием сотрудников НЭРЗ обучают специалисты от кампаний-изготовителей. Программа по перевооружению колесного цеха не останавливается на выполненных показателях. Уже заключаются новые договоры на закупку оборудования, необходимого для производства.
Новое приобретаемое станочное оборудование оснащено числовым программным управлением (ЧПУ). Среди нового оснащения — станки с ЧПУ модели СА1100, координатно-измерительная машина «Zenith», токарно-карусельные станки с ЧПУ моделей 1А516Ф3.СМ, 1516Ф3.СМ, токарные станки с ручным управлением 16К40, токарно-винторезный станок РТС317-3, пресс разборки-сборки колесных пар ПА6738, стенд для наплавки ЦЗК.
Данные станки — это универсальное оборудование, которое применяется не только в металлообработке для изготовления деталей разных размеров со сложными геометрическими формами, но и для выполнения прессовых работ, необходимых для разборки-сборки колесных пар.
В настоящее время имеется острая необходимость в ремонте локомотивов данной серии в связи с тем, что часть парка 2ЭС10, согласно регламенту выполнения планово-предупредительных ремонтов, требует проведения среднего ремонта.
В мае 2024 г. НЭРЗ первым в России освоил средний ремонт электровозов серии 2ЭС10. Локомотив успешно прошел все проверки и вернулся к работе на сложных участках транссибирской магистрали.
В сентябре 2022 г. в структуре СТМ была образована новая сервисная компания— «СинараПРО». Компания специализируется на сервисных решениях для предприятий железнодорожного транспорта. Специалисты «СинараПРО» осуществляют гарантийный и постгарантийный ремонты локомотивов, а также квалифицированную поддержку по эксплуатации и техническому обслуживанию локомотивов в течение всего жизненного цикла, от момента ввода в эксплуатацию до исключения из инвентарного парка.
Производственные мощности «СинараПРО» находятся на двух заводах «Ремпутьмаш» — Верещагинском и Оренбургском. Здесь осуществляются текущий, средний и капитальный ремонты широкого ассортимента тепловозов, используемых на транспорте, включая модели ТЭМ7, ТЭМ9 и ТЭМ14. Также обслуживаются и другие распространенные серии, такие как ТЭМ18ДМ и 2ТЭ116У. Сервисные центры и службы «СинараПРО» расположены в восьми административных округах России и четырех странах ближнего и дальнего зарубежья.
Спрос на услуги «СинараПРО» постоянно растет, и в настоящее время компания обслуживает более 80 секций локомотивов крупных предприятий, таких как «Северсталь», НЛМК и «Газпромтранс». Количество отремонтированных секций ежегодно увеличивается. Для удобства заказчиков был создан специальный диспетчерско-аналитический центр, где собирается и анализируется информация о состоянии парка локомотивов, а также формируются рекомендации по повышению эффективности их работы для обсуждения с клиентами.
В «СинараПРО», как и в других структурах холдинга, приоритетное внимание уделяется качеству предоставляемых услуг. Все производственные площадки успешно прошли сертификацию системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 22163:2023, а лаборатории неразрушающего контроля получили аккредитацию. Кроме того, «СинараПРО» расширяет свои компетенции в области ремонта электрических машин постоянного и переменного тока, а также занимается импортозамещением оборудования для эксплуатируемых электровозов 2ЭС7 и 2ЭС10.