Ясны соколы РЖД долетели до берегов Балтики
1 мая, пока вся страна отмечала День Труда и строила планы на длинные выходные, в Санкт-Петербурге началась эксплуатация скоростного электропоезда ЭС104 «Финист», который часто называют импортозамещённой «Ласточкой». Мы сравнили.
О машине
Название «Финист» продолжило традицию присвоения моторвагонным поездам «птичьих» имён, с поправкой на сказочное происхождение нового имени. Его выбрали посетители сайта ОАО «РЖД» из вариантов «Финист», «Аметист», «Байкал», «Ирбис», «Ласка» и «Уралочка». О том, что на заре выпуска на машине было по старинке написано «Ласточка», вспоминать не будем.
Чтобы закрыть тему с обозначениями, отметим, что серия нового поезда — ЭС104 — означает «электропоезд Синара, сотой серии». 104 — стандарт «пригород постоянного тока», 105 — стандарт «пригород двухсистемный», 105П (на перспективу) — «премиум межрегион двухсистемный». Значения самих цифр не раскрываются.
«Уральские локомотивы» начали производство этого подвижного состава в привычной по большинству «Ласточек» пятивагонной составности. Пригородный перевозчик в Северо-Западном регионе, АО «СЗППК», выбрал восьмивагонную составность.
Самое интересное — под вагоном. Заглядываем. В результате изменения размещения компонентов всё тяговое оборудование — тяговый преобразователь с тяговыми двигателями, а также токоприёмник, оказались на одном промежуточном вагоне, ставшем, по сути, локомотивом, а вспомогательное — преобразователь собственных нужд и компрессор — на головном или промежуточном немоторном. Зачем так? Этот подход позволил добиться упрощения формирования составности: промежуточные моторные и немоторные вагоны можно ставить в любом количестве, обеспечивая различную тяговооружённость при различной составности.
На восьмивагонных «Финистах» четыре моторных вагона вместо трёх на таких же «Ласточках». Разгоняется новая электричка в измеримых показателях заметно резвее: 0,7м/с2 было на восьмивагонных «Ласточках», 0,85 м/с2 сейчас на восьмивагонном «Финисте», и до 1 м/с2 на пятивагонном, если между двумя головными вагонами вцепить три моторных.
Визуально «Финист» от «Ласточки» не отличается ничем, за исключением лобовой части головного вагона. Рамы тележек, пневморессоры, гидроамортизаторы — всё один в один. Но отечественное, как неоднократно говорил производитель. Даже шильда «ЭС2ГП» на раме тележки сохранена.
Судить о внешности любого нового подвижного состава — дело неблагодарное. «Корпоративно-серого» на «лице» нет — уже хорошо. К сожалению, парадности Су, обаятельности ТЭП60 или круглолобой ЭР2, стремительности ЧС200 современная дизайнерская школа не предполагает. Да и ладно. Лишь бы ехало и было надёжно.
Расстроили выдвижные лестницы для посадки-высадки на низкие платформы. У них четыре ступени, как на ЭС1П. Четвёртая дополнительная ступень принесла очень много неприятностей и поездным, и локомотивным бригадам. И этот очень отказоёмкий компонент пожаловал на новую машину. Хотя пассажирам он, конечно же, удобнее. До тех пор, пока работает.
О пассажирах
Неискушённый пассажир разницы не заметит. Та же схема сидений 2–3. Вольготной схемы 2–2, как было на некоторых вагонах первых ЭС2Г, здесь нет. На восемь вагонов — четыре туалетных модуля. Машина уже выполнила несколько поездок, поэтому с фотоаппаратом мы туда не полезли, просто заглянули.
Туалет как туалет. Правда, на одном из них, предназначенном для людей с ограниченными возможностями, почему-то горел световой индикатор «Только для персонала». В этом же вагоне есть устройства для подъёма инвалидных колясок.
Для любителей посидеть в дороге в телефонах — полный комфорт: USB-разъёмы у каждого кресла. Опытные путешественники утверждают, что кресла стали удобнее, но мы разницы не заметили.
Хотя, конечно же, это смотря с чем сравнивать: обычные электрички, на замену которых идут «Финисты», ещё более неудобны.
Первомай в Питере выдался тёплым и солнечным, но в вагонах было ощутимо прохладнее. Приятно. Что ещё? Поручни поменяли цвет с серебристого на оранжевый, если кому-то это важно.
Никуда не делся ни «рояль» или «кинотеатр» — несколько откидных сидений вдоль борта напротив туалета на промежуточных вагонах, ни сиденья вплотную к такой же двери на головном вагоне. Садись, созерцай, считай.
Багажные полки есть над всеми сиденьями, но и на пригородных ЭС2Г было так же. Вот придут ЭС105П — там посмотрим. На сериях «Ласточек», используемых в межрегиональном сообщении, ради видимости рекламных мониторов несколько полок не были предусмотрены конструкцией, таково требование заказчика. Обеспеченность рекламой в дороге важнее, чем удобство размещения небольшого багажа.
Коротенькая тест-поездка показала: ощущения те же, что и на «Ласточках». Большую скорость электричка не развивала, поэтому оценить ускорение возможности не было. Что же касается определения «скоростной» в характеристике машины, то, как и на «Ласточках», это качество может быть востребовано далеко не на всех направлениях Санкт-Петербургского узла. На Балтийском ходу, куда пойдут «Финисты» в первую очередь, точно нет.
АО «СЗППК» не анонсировало первомайский выход «Финиста» в поезда, сообщив об этом лишь постфактум. Судя по приведённой в расписании нумерации поездов, новая машина встала на нитки, ранее обслуживаемые обычными электричками. Приятная неожиданность для одних и так себе для тех, кто купил билет на обычную электричку, не глянув в расписание. Доплата до повышенной категории прямо в вагоне правилами не предусмотрена. Спустя несколько дней перевозчик сообщил о выходе на линию второго состава «Финист». Он заменит классику ещё в пяти парах поездов.
Начиная со 2 мая «Финист» ходит теми же поездами, которыми ходил в первый день. Всего, как сообщила СЗППК, «до конца 2025 года планируется поступление ещё четырёх восьмивагонных составов».
О зацеперах
Для этой весьма странной социальной страты ничего не изменилось. Зацепиться за лобовую часть практически нереально, также как и подняться на крышу.
Зато для проезда в межвагонном пространстве сохранены все удобства — несколько кабелей межвагонных соединений в качестве «кресла», и горизонтальный выступ в нижней части торцевой стены кузова в качестве «полочки для ног». Пока эти ноги ещё при своём владельце, конечно.
О железнодорожниках
«Тупичок» перед кабиной управления одного из головных вагонов наконец-то отгорожен полноценной дверью. Кассирам-контролёрам билетным разъездным (ККБР) больше не придётся воевать с пассажирами за право занять места в этом закутке, и вместе с разъездной торговлей вешать самодельные таблички «служебные места». Пассажир пришёл-ушёл, а ККБР целый день на ногах, и иметь возможность изредка присесть — весьма важно.
Эргономичные и разные по форме тумблеры токоприёмников и защиты силовых цепей, которые легко находились на ощупь, заменены одинаковыми поворотными выключателями, точно такими же, как стоящий в одном ряду с ними переключатель направления движения.
Таким же поворотным выключателем заменён тумблер прожектора. Некритично, дело привычки. Но при работе то на «Ласточках», то на «Финистах» — лишнее рассредоточение внимания.
Помощник машиниста избавлен наконец от лишней беготни по вагонам, вызванной ошибками пассажиров при нажатии кнопки «SOS» вместо смыва в туалете. «SOS» наконец-то окрасилась в подобающий назначению красный цвет, а на промежуточных туалетах ещё и отнесена на хорошее расстояние, за умывальник. На большинстве «Ласточек» обе кнопки были рядом, одна на зелёном, другая на синем фоне. Ошибка пассажира вынуждала машиниста смотреть картинку с камеры напротив туалета, отвлекаясь от ведения поезда. Вышел человек из кабинки — хорошо; нет — беги, помощник, выясняй причину.
Нумерация вагонов сплошная — от 01 до 08. Именно такой подход был на отечественных пятивагонных «Ласточках» — от 01 до 05. Кто хочет поругать «условный Запад» — милости просим: на немецких прототипах ЭС1 вагоны были пронумерованы 01-03-05-04-02. Уральцы навели здесь порядок. Но с появлением семивагонок началась чехарда: вагоны 06-07 оказались в середине. С переформированием их в восьмивагонки путаницы добавилось, вагон 08 встал между «тройкой» и «шестёркой». И вот — к истокам, на «Финистах» снова всё по порядку.
Машинисты, работающие на «Ласточках», рассказали нам, что сплошная нумерация вагонов «Финиста» внесёт драйва в процесс завершения поездки в электронном терминале самообслуживания (ЭТСО). Программное обеспечение терминала считает, что моторными должны быть вагоны с чётными номерами, как на классике, но моторные на «Ласточках» — нечётные. Проблему «чёт-нечет» разрешили привязкой счётчиков электроэнергии к чётным вагонам с токоприемниками. Как разрешить эту проблему на «Финистах», где вагоны с токоприемниками имеют и чётную, и нечётную нумерацию, собеседники пока не знают.
«Не обойдётся без муторной работы по добавлению вагонов в электронный маршрут вручную через режим апелляции, а ещё и показания счётчиков электроэнергии вносить, — посетовали они, — а это наше время». Возражаем, что претензия-то не к заводу, а к разработчикам ПО. «Да не будет никто ничего переделывать, будем мучаться», — смачно выругавшись, закрыли тему машинисты.
…Короткая история «Финистов» не была безоблачной. Были снятия с линии с высадкой пассажиров. Были замечены эти машины под тягой электровозов. Но мы верим в то, что это были «детские» несистемные болячки.
Когда мы фотографировали «Финист» недалеко от Балтийского вокзала, в одном из тупиков была замечена изуродованная вандалами неэксплуатируемая машина ЭТ4А, первый отечественный асинхронник, прошедший сертификацию.
Наблюдая не пошедшую в серию оригинальную отечественную машину в очень печальном виде, и рядом — серийно выпускаемую, хоть и мало отличимую внешне от не совсем российских прототипов, мы надеемся, что судьба второй будет куда радостней. Номер машины, за которой мы следили, тому подтверждением — уже 038.