• ТЭМ14
  • ТГМК2
  • ТЭМ10
  • ТЭМГ1
  • ТЭМ9Н
  • УТМ-5
  • КПУ-1
  • УК25-9-18
  • ВПР-02М

Новости

Реализация непрофильных активов СТМ
Оригинальные запасные части

Публикации

14 июля 2021 Гудок: Техника маневрирования. Как работает локомотив-беспилотник на станции Лужская

Российские производители тепловозов готовятся к серийному производству маневровых беспилотников

На станции Лужская Октябрьской дороги проходит тестирование системы автоматического управления маневровыми локомотивами-беспилотниками. Оценки и предложения сотрудников, работающих с этими машинами, помогут к концу 2022 года дооснастить локомотивы дополнительными модулями автоматического управления, а в перспективе перейти на полностью беспилотное вождение. Сейчас пока присутствие машиниста в кабине локомотива обязательно.

Технологию управления локомотивом без машиниста начали применять в сортировочной системе станции Лужская в 2017 году, она охватывает полный цикл роспуска составов в парке приёма на сортировочной горке.

В основе этой технологии – система маневровой автоматической локомотивной сигнализации без машиниста МАЛС БМ, которой были дооснащены стандартные тепловозы ТЭМ7А. Система работает на радиоуправлении, приводит в движение механизмы локомотива, за счёт которых он движется. Горочный локомотив-беспилотник работает по стандартному алгоритму манёвров, то есть заезжает под состав и надвигает его на горку, откуда и происходит роспуск вагонов. Скорость заезда, сцепку локомотива с составом, усилие по надвигу, скорость движения и остановку регулируют бортовые системы управления.

«На станции эксплуатируются три тепловоза, работающих на дистанционном управлении, это ТЭМ7А с номерами 534, 542 и 543, совокупно они распускают до 40 поездов в сутки», – сказал заместитель начальника станции Лужская по сортировочной системе Александр Коростов.

Сейчас на Лужской работают над внедрением технологии обслуживания беспилотниками парков формирования и отправления. Будут реализованы операции, где требуется движение локомотива вагонами вперёд. Эти операции будут выполнены за счёт установки стационарных комплексов обнаружения препятствий. Это экономически целесообразнее, чем размещение комплексов непосредственно на вагонах. Комплексы будут обнаруживать препятствия, контролировать заполняемость вагонами путей, определять расстояние между локомотивом и вагонами. Обычно это расстояние равно длине автосцепки. Но существует целый ряд случаев, когда, к примеру, вагоны едут с горки и не доезжают 3–4 м, тогда расстояние между локомотивом и вагонами не равно автосцепке. Расширение системы автоматического управления на новые парки с дооснащением локомотивов планируется завершить до конца 2022 года.

Однако та технология, что применяется на станции Лужская, не абсолютно беспилотная. В кабине беспилотников по-прежнему дежурит машинист. Это связано с тем, что в Правилах технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ) прописано, что локомотивом должен управлять машинист.

Как сообщил заместитель начальника технического отдела Октябрьской дирекции тяги Павел Никулушкин, Центральная дирекция тяги неоднократно обращалась в Министерство транспорта РФ с просьбой пересмотреть ряд пунктов ПТЭ, чтобы позволить беспилотникам работать без обязательного присутствия машиниста в кабине оборудованных системой «автомашинист» тепловозов. Сейчас Минтранс согласовал дорожную карту № 675 по изменению отраслевой нормативной базы. Эта дорожная карта за подписью заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева даёт право Департаменту технической политики ОАО «РЖД» скорректировать нормативно-правовые акты, включая ПТЭ, отметил Павел Никулушкин.

В АО «НИИАС», который курирует использование беспилотных проектов на станции Лужская, считают, что технология управления локомотивом без машиниста доказала свою эффективность. Сейчас идёт работа с производителями тяговой техники – компаниями «Синара» и ТМХ по разработке тепловозов, которые изначально будут строиться с функцией «автомашинист». Уже определены наименования серии таких локомотивов – ТЭМ14 и ТЭМ23.

Согласно Техническим требованиям ОАО «РЖД» эти машины будут создаваться по новым принципам. Так, на маневровом локомотиве с функцией «автомашинист» должны быть предусмотрены места крепления бортовой аппаратуры системы автоведения. Устройства модуля обнаружения препятствий будут устанавливаться заводом-производителем на маневровых локомотивах сразу, а не дооборудоваться, как это происходило раньше, в случае тех трёх беспилотников, которые эксплуатируются сейчас на Лужской.

Источник: Гудок


Яндекс.Метрика