• 2ЭС7
  • 2ЭС10
  • 2ЭС6
  • ГТ1h
  • ТГ16М
  • ТЭ8
  • ТЭМ14

Новости

Торговый дом СТМ
Реализация непрофильных активов СТМ

Публикации

10 Февраля 2015 Такой удачный номер семь. Тепловозы серии ТЭМ7 40 лет эксплуатируются на российских железных дорогах, Гудок

Прошло ровно 40 лет с тех пор, как из стен Людиновского тепловозостроительного завода вышел первый тепловоз знаменитой серии ТЭМ7. Большого удивления достоин тот факт, что и по сей день «семёрка», несмотря ни на что, не перекочевала в разряд морально устаревших моделей. Она и сегодня продолжает успешно трудиться на многочисленных объектах российских железных дорог.

Документы более чем 40-летней давности свидетельствуют, что разработка тепловозов серии ТЭМ7 была начата «в соответствии с техническим заданием Министерства путей сообщения СССР, Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения и Министерства электротехнической промышленности на Людиновском тепловозостроительном заводе под руководством главного конструктора завода В.Н.Логунова». Новая машина предназначалась для вывозных и маневровых работ на станциях, в том числе на сортировочных горках, с составами, вес которых требует локомотивов с тяговым усилием на 40–50% выше, чем у широко применявшихся в то время шестиосных маневровых тепловозов.

Уже с первым появлением тепловозов ТЭМ7 специалисты со всей очевидностью могли убедиться, что новый локомотив по основным эксплуатационным качествам не имел себе равных.

– Практически до последнего времени «семёрка» не утратила имиджа самого мощного маневрового тепловоза на всём постсоветском пространстве, – свидетельствует старший научный сотрудник отделения «Тяговый подвижной состав» ОАО «ВНИИЖТ» Игорь Сиротенко.

Ещё более очевидными достоинства новой машины выглядели в сравнении с повсеместно используемыми «чмэшками» – маневровыми тепловозами ЧМЭ3. И сейчас можно не без удивления наблюдать, как спарка этих двух тепловозов пыхтит под составом-длинномером. А работающая рядом «семёрка» в одиночку и без видимого напряжения берёт точно такой же вес своими дизельными двумя тыс. «лошадями» (против 1350 л. с. у «чеха»).

– Ну что вы! Разве можно их сравнивать? – делится своим мнением машинист эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Александр Могильный, шесть лет не выпускающий из рук контроллера «семёрки». – Это же небо и земля. Взять вес в семь, девять тыс. т для моей машины в порядке вещей. Она одинаково здорово проявляет себя в маневровых, горочных, выставочных работах. При необходимости может потрудиться и как магистральный тепловоз.

Позже появились на свет новые модификации серии ТЭМ7. С 1988 года людиновцы приступили к изготовлению тепловозов серии ТЭМ7А. В отличие от своих предшественников новые локомотивы потребляли меньше топлива, были снабжены дополнительными опциями: кондиционером, компьютерной системой управления, электродинамическим тормозом, модернизированной обшивкой кабины и пультом управления. И всё-таки это была всего лишь модификация серии, и по сей день сохранившей свою популярность.

Много ли претензий было у машинистов за 40 лет её эксплуатации?

– Конечно, были, – отвечает Александр Могильный. – Скорее, можно было бы задаться вопросом, если бы они отсутствовали. Если тепловоз широко востребован, то лишний раз возможность «пощупать» все его характеристики за многолетнюю эксплуатацию получили многие машинисты. Разумеется, у каждого на сей счёт своё мнение.

Вот и Александр Иванович не скрывает, что от эксплуатационников депо Бекасово-Сортировочное в адрес завода-изготовителя ТЭМ7 многократно поступали предложения по совершенствованию отдельных узлов локомотива.

– С нашей стороны были претензии по тормозным цилиндрам, – признаётся он. – Когда наступал их износ, текло масло. Иногда подводят поршневые компрессоры. Но такие передряги я бы назвал чисто рабочими моментами. Тем более что представители Людиновского завода постоянно находятся с нами в контакте, реагируя на все наши предложения. Даже с учётом мелких недочётов тепловоз в целом получился удачным и ещё долго послужит.

Стоит отметить, что практически за весь период существования локомотивов серии ТЭМ7 конструкторы продолжали тестировать тепловоз. Уже в период 1977–1980 годов специалисты ВНИИЖТа совместно с коллегами с Людиновского завода провели комплекс исследований и поездных испытаний машины, которые позволили несколько улучшить конструкцию экипажной части. Позже в ходе новых испытаний тепловозов выявилось, что для быстрого наполнения тормозной системы состава недостаточна производительность компрессора. Тогда в порядке эксперимента на тепловозе ТЭМ7 были установлены два компрессора ПК-5,25.

Интересно, что в прошлом году на нескольких площадках (в том числе в эксплуатационном локомотивном депо Бекасово-Сортировочное) прошли испытания маневрового тепловоза ТЭМ14, созданного на базе ТЭМ7А (в отличие от своего предшественника ТЭМ14 оснащён двумя дизелями). Как рассказывает Игорь Сиротенко, в сравнении с «семёркой», где размещена одна мощная силовая установка, тепловоз 14-й серии в режиме эксплуатации расходует меньше топлива (почти на 20%).

– Однако тот факт, что тепловозы более поздних серий по отдельным характеристикам выглядят предпочтительнее собратьев под номером семь, нисколько не умаляет достоинств последних, – делает вывод сотрудник ВНИИЖТа. – Концепция тепловозов серии ТЭМ7 оказалась удачной и вполне может ещё долго служить основой для внедрения новых экспериментальных решений.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1254236&archive=2015.02.11

Яндекс.Метрика