Валерий Савченков, генеральный директор АО «ЛТЗ»: ЛТЗ нуждается в ответственных специалистах и делает акцент на качество

Колонка руководителя
16 Фев 2024

2024 год объявлен на Людиновском тепловозостроительном заводе Годом качества. Хотя локомотивы, произведенные на ЛТЗ, всегда отличались надёжностью и высокими характеристиками, как говорится, "нет предела совершенству". Объявленный на предприятии Год качества должен решить целый комплекс задач. О том, какие мероприятия для этого будут проводиться, рассказал генеральный директор АО "ЛТЗ" Валерий Савченков.

- Валерий Валерьевич, давайте вначале обсудим, как предприятие завершило 2023 год?

- В 2023 году ЛТЗ выпустил 50 маневровых локомотивов. Это на 7 больше, чем годом ранее. Если говорить о конкретных моделях, то это 26 ТЭМ9, 22 ТЭМ14, и по одному ТЭМ10 и ТГМК2. Кроме того, в 2023 году заводом для других предприятий холдинга и на реализацию была изготовлена 371 тележка, что также больше показателей предыдущего года.

В прошедшем году наше предприятия приступило к производству совершенно нового продукта - двухсекционного шестнадцатиосного магистрального тепловоза 2ТЭ35А. Это будет самый мощный локомотив в линейке холдинга "Синара - транспортные машины". Его конструкционная скорость достигает 120 км/ч. Локомотив будет способен перевозить составы весом 7100 тонн на сложных участках магистралей с затяжными уклонами. Сейчас в цехах ЛТЗ ведётся работа над его сборкой, а на сертификацию тепловоз будет отправлен в мае этого года.

2ТЭ35А и новый легкий маневровый тепловоз ТГМК2 - это современные отечественные инновационные тепловозы, за которыми будущее. Поэтому наш и холдинг СТМ, и наш завод с очень большой ответственностью подходят к проектам по их производству. Эти машины должны задавать новые стандарты в отрасли, и, конечно, качество их сборки должно быть на самом высоком уровне.

Кроме того, в 2023 году на предприятии активно велась модернизация производства: была приобретена и установлена термическая печь отжига, монтируется новый дробеструйно-окрасочный комплекс в Центре компетенции "Тележки". Мы постоянно работаем над улучшением бытовых условий для работников - капитально отремонтированы женские и мужские раздевалки и душевые в ЦКТ. Сейчас готовим открыть там полноценную столовую. Также велась работа по ремонтам крыш цехов, заливке полов. На территории предприятия проводился демонтаж опасных конструкций и сооружений.

- Такой вопрос: почему было принято решение объявить 2024 год Годом качества?

- Собственно продукция нашего предприятия - тепловозы и тележки - всегда отличалась высоким качеством. Людиновские локомотивы составили о себе хорошую славу как на российских железных дорогах, так и за рубежом. Но, будем честны, есть некий дисбаланс: мы очень ревностно следим за качеством на финальном этапе - сборке и обкатке тепловоза - но на внутренних операциях и входном контроле не всё идеально. Один из принципов бережливого производства, связанный с качеством выпускаемой продукции, - снижение потерь, вызванных изготовлением несоответствующей продукции и её исправлением. Например, часть деталей мы получаем с других заводов, и в них обнаруживаются дефекты уже на этапе установки. Начинается претензионная работа, а это затягивание сроков. А вот действуй эффективно входной контроль, он бы выявил это сразу, не принял бы такую деталь, и вся процедура была бы запущена раньше.

- То есть речь идёт не о качестве тепловозов, которое и так высокое, а о качестве внутренних процессов?

- Да. И о качестве отношения сотрудников к своему делу. Ведь это тоже очень важно. Детали в процессе производства тепловоза проходят множество этапов, множество людей могут увидеть недочет и не пустить деталь дальше. Знаете, раньше была очень хорошая формула: "Не принимай брак, не делай брак, не передавай брак". Убеждён, что она должна лежать в основе любого производства и быть девизом каждого работника.

- Расскажите, какие структурные подразделения входят в профильную дирекцию?

- В дирекцию качества на ЛТЗ сейчас входят отдел технического контроля, служба метрологии, испытательный центр, центральная заводская лаборатория, отдел гарантийного и сервисного контроля и группа системы менеджмента качества. Сразу обозначу проблему - недоукомплектованный штат. Эта дирекция особенно нуждается в специалистах высокой квалификации. Поэтому в кадровом вопросе в "Год качества" два ключевых момента: привлечение специалистов извне, и, что на мой взгляд более принципиально, повышение квалификации действующего персонала. Здесь есть и внутренние возможности: есть специалисты, которые готовы передавать свой опыт. Плюс будем организовывать обучение действующих работников.

- Какие задачи в целом ставятся в рамках "Года качества"?

- Прежде всего необходимо создать единообразную систему сбора информации по несоответствиям. То есть, чтобы один и тот же дефект в отчетах назывался одинаково, чтоб даже слова местами не менялись. Кажется, мелочь, а это важно - на этом строится аналитика, а она нам даёт понимание проблемных участков и позволяет определить элементы реагирования. Сейчас уже разрабатываются классификаторы брака, но это действительно большая работа. Дальше будет обучение всех сотрудников ОТК единому наименованию несоответствий, а после - сбор статистики.

Далее, на основании собранных данных, мы будем применять методы и инструменты немедленного реагирования (чек-листы PDCA, А4) для проработки ТОП-несоответствий в производстве и применению корректирующих и сдерживающих мероприятий.

В последствии, на основании собранных данных, мы будем вводить показатели для цехов со снижением брака, устранять выявленные "узкие" места.

Также, то, о чем начал говорить выше - развитие системы входного контроля. Важная вещь и мы будем её совершенствовать.

Следующий момент, который должен быть – чек-листы. Это устоявшаяся практика проверки изделия на соответствие параметрам на многих предприятиях, включая и Группу Синара.

Ещё один момент, который будем развивать, и, который тоже опосредовано влияет на качество, - это развитие производственной системы. Многие слышали про 5С, которое предполагает требования к организации рабочего места заводчанина, поддержания там порядка и т.д. Но 5С по большому счёту не только организует рабочее место, но и самого работника, прививает ему более высокую производственную культуру.

- А какой самый важный рубеж для контроля?

- Важны все, но я ставлю цель, чтобы обходилось без замечаний при передаче локомотива из сборочного цеха в малярно-сдаточный. Но это уже не только работа ОТК, но и технологов, и производственников. Значительная часть выявляемых несоответствий связана с исполнительской дисциплиной. А значит, повышая культуру труда, этих моментов можно избегать.

- Но ведь есть приемка и контроль изделий мастерами?

- В идеале они должны быть. Но далеко не всегда так происходит. Вступает в дело пресловутый человеческий фактор: то мастеру некогда, то у него "план горит", то просто "не в настроении" - и он сразу направляет в ОТК, не проверяя сам. Здесь надо развивать вовлеченность персонала, чтобы мастер был заинтересован, чтоб изделие прошло ОТК без замечаний. Думаем над этим. Запускаем журналы изделий, в них расписывается сделавший деталь рабочий, следом мастер, и только затем специалист ОТК, принявший её. Такая цепочка дисциплинирует и помогает собирать данные для мониторинга. Например, если мы видим, что какой-то сварщик изготавливает с несоответствиями каждое третье изделие, то встает вопрос о его соответствии разряду - можно и на переобучение отправить, чтоб подтянуть.

- То есть дирекция качества - это ещё и служба, задающая тон игры всем другим?

- Конечно. Нужна спайка всех служб. И производства, и кадровой. Главное, чтобы между всеми дирекциями был диалог и желание решать обозначенные проблемы. Очень плохо, когда звучит фраза "Не моя проблема". С этим мы боремся. Когда будет повышена культура труда, внутренняя коммуникация, отстроены производственные цепочки, повышен уровень контроля - вот тогда вопрос внутреннего качества будет повышен. И над этим мы и будем активно работать в 2024-м Году качества.

Все интервью
Подписаться на рассылку

Другие интервью