Действовать сообща
Вузы и бизнес будут развивать транспортное машиностроение
Вопросы транспортного машиностроения входят в образовательную и научную повестку отраслевых учебных заведений. Чтобы эта работа носила системный характер, железнодорожные вузы включились в работу консорциума «Развитие российского транспортного машиностроения», образованного в этом году.
Соглашение о создании консорциума «Развитие российского транспортного машиностроения» было подписано на полях Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2023, прошедшей в июле в Екатеринбурге. Документ принят в соответствии со Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации до 2030 года. Инициатором этой работы выступил АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», входящий в машиностроительный холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ).
Участники консорциума
На первом этапе в состав объединения вошли предприятия холдинга «СТМ», Уральский федеральный университет (УрФУ), Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) и Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС). Подписи под документом поставили председатель совета директоров холдинга «СТМ» Александр Мишарин, ректор УрФУ Виктор Кокшаров, ректор СГУПСа Алексей Манаков и ректор УрГУПСа Александр Галкин.
«Консорциум позволит получить синергетический эффект от совместной работы над проектами ведущих вузов и предприятий страны, обладающих уникальными компетенциями в сфере создания путевой техники, а также обеспечит создание новой площадки для разработки инновационного подвижного состава. Уверен, научные разработки и практический опыт участников придадут новый импульс развитию производственного потенциала отрасли транспортного машиностроения, будут способствовать расширению рынка ключевых высокотехнологичных устройств и комплектующих. Созданный сегодня консорциум открыт для присоединения новых участников. Впереди много совместных проектов, на ближайшую перспективу в приоритете работа над такими инновационными проектами, как рельсошлифовальный поезд РШП 2.0, комплекс по замене рельсовых плетей КЗРП», – сообщил Александр Мишарин.
Деятельность консорциума направлена на создание инновационного подвижного состава с использованием эксклюзивных технологических решений, разработанных учёными отраслевых учебных заведений и экспертами компаний по производству путевой техники.
«Подписание соглашения о создании консорциума – это новый этап на пути нашего многолетнего сотрудничества в образовательной, научной, инновационной деятельности с холдингом «СТМ», способствующего модернизации транспортного образования и подготовке современных высококвалифицированных инженерных кадров в соответствии с современными вызовами. УрГУПС и СТМ осуществляют взаимодействие по развитию Института транспортного машиностроения, созданного на базе университета с целью подготовки специалистов нового поколения. Также университет является участником масштабного проекта по созданию кластера транспортного машиностроения и инженерных систем на территории Свердловской области, призванного внести значительный вклад в экономику и промышленность региона. Создание консорциума позволит объединить опыт, интеллектуальные фонды, организационные и иные возможности между университетами и предприятиями реального сектора экономики», – рассказал ректор УрГУПСа Александр Галкин.
В сентябре к консорциуму присоединился Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Соответствующий документ подписали председатель Совета консорциума, заместитель директора дивизиона «Путевая техника» холдинга «СТМ» Александр Пикалов и ректор ДВГУПСа Владимир Буровцев. «Расширение консорциума позволяет задействовать в работе в федеральном масштабе ведущий технологический вуз на Дальнем Востоке. Совместная работа членов консорциума позволит объединить усилия для создания прототипов эксклюзивной путевой техники», – подчеркнул Александр Пикалов.
По словам Владимира Буровцева, вступление в консорциум – важный новый этап сотрудничества университета с передовыми промышленными предприятиями. «Представители инженерной школы на базе ДВГУПСа успешно разрабатывают электроэнергетические технологические решения – в этой сфере университет имеет сильные компетенции. Взаимодействие с партнёрами в рамках консорциума позволит более эффективно разрабатывать и апробировать высокотехнологичные решения, а также задействовать интеллектуальный потенциал лучших студентов и научных сотрудников вуза», – отметил он.
Портфель проектов
В настоящее время формируется портфель проектов, которые будут реализованы при участии членов консорциума. «Это портфель перспективных проектов. Их у нас шестнадцать. Каждый продукт – это новая машина, которая состоит из ключевых элементов и технологий. Мы изучаем уровень технологий в мире – какие из них нам доступны, из чего мы можем собрать машину и так далее. Всё это, естественно, опирается на технологию, которую мы будем применять. Эти технологии мы с ОАО «РЖД» сегодня разрабатываем, утверждаем, потом под них вводим путевые машины. Так вот в каждой путевой машине есть 1–5 ключевых технологий. И мы, конечно, их уже выбрали, они уже готовы. Вторым шагом в консорциуме будет ряд встреч и совещаний, технико-технологических советов, где мы будем распределять технологии между вузами – кто по какой тематике пойдёт», – пояснил Александр Пикалов.
Сделано в России
В первую очередь участники консорциума продолжат работу над проектом рельсошлифовального поезда (РШП 2.0), которую холдинг «СТМ» и СГУПС начали в 2021 году (разработчиком интеллектуальных систем управления является Центр инновационного развития СТМ, технологии шлифования рельсов – СГУПС).
Шлифовка устраняет мелкие дефекты и замедляет развитие волнообразного износа, что позволяет существенно продлить срок службы рельсов, снизить расходы на их замену и содержание.
«Ежегодно на железных дорогах России шлифованием обрабатывается около 20 тыс. км рельсов. С учётом общей протяжённости магистралей и в условиях интенсификации работы железнодорожного транспорта значительно усиливается роль рельсошлифования. Существующие объёмы выполнения этих работ не удовлетворяют современным требованиям содержания пути. При этом остро встаёт вопрос увеличения производительности рельсошлифовальных поездов, – рассказал декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» СГУПСа Андрей Ильиных. – Наш проект подразумевает создание нового рельсошлифовального поезда 2.0, превосходящего зарубежные аналоги по техническим характеристикам и имеющего оригинальную схему резания при увеличенной скорости вращения шлифовального круга. Конструкция нового рельсошлифовального поезда предусматривает максимальное использование современных технологических решений, а также применение унифицированных узлов и деталей».
Планируется, что появится техника нового технологического уклада, использующая все преимущества цифровизации. Поезд сможет получать данные о состоянии пути и планируемом фронте работ в автоматическом режиме, вести анализ фактических геометрических параметров головки рельса в режиме реального времени, сам проверит качество проведённой работы.
Согласно концепции проекта, новый РШП-2.0 будет состоять из двух тяговых секций мощностью 1700 кВт, вагона-преобразователя, трёх рельсошлифовальных секций, в которых будут расположены мастерская и склад, кухня-столовая, жилые помещения. Общая длина состава – 134 м. При этом все основные узлы и комплектующие поезда изготавливаются в России.
Инновационный поезд РШП-2.0, выпуск которого намечен на 2024 год, сможет производить работы по шлифованию рельсов в 2,5 раза быстрее, чем предшествующая модель РШП-48К, его скорость в зависимости от рабочего режима составит до 15 км/ч (у РШП-48К – 4–6 км/ч). Это обеспечит увеличение производительности более чем на 80%, что представляет собой большую важность для компании «РЖД», учитывая ограниченные временные интервалы «окон» для проведения путевых работ. Толщина снятия слоя рельса в один проход при скорости 15 км/ч составит 0,2 мм, при скорости 10 км/ч – до 0,3 мм.
«Совместная разработка новых технологий в сфере транспортного машиностроения уже доказала свою эффективность: СТМ и СГУПС реализуют проект рельсошлифовального поезда 2.0. В рамках этой работы на территории нашего университета организован проектный офис, оснащённый новейшим программным обеспечением, создана инфраструктура для проведения испытаний новых технологий рельсошлифования», – подчеркнул ректор СГУПСа Алексей Манаков.
В прошлом году концепция нового рельсошлифовального поезда 2.0 в ходе Международного форума технологического развития «Технопром» в Новосибирске была представлена заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко, курирующему направления государственной политики в области инновационной деятельности.
В этом году в работу по развитию проекта РШП 2.0. включился ДВГУПС. В созданном университетском конструкторском бюро «РНЛТ», получившем федеральную аккредитацию и коды разработчика, была спроектирована тягово-энергетическая секция нового специализированного поезда, фактически являющегося мобильным механообрабатывающим комплексом. Промежуточные итоги этой работы были подведены 19–20 сентября в ходе научно-технического совета по вопросу реализации проекта разработки и строительства рельсошлифовального поезда 2.0.
«Результаты работы над проектом РШП 2.0 по разработке тягово-энергетической секции уже зарекомендовали ДВГУПС как один из важнейших партнёров, научно-технологический потенциал которого крайне востребован в работе над ключевыми проектами в сфере железнодорожного машиностроения», – подчеркнул Александр Пикалов.
Благодаря деятельности консорциума также будет вестись разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в области транспортного машиностроения. Так, планируется обеспечить отрасль квалифицированными кадрами, обладающими актуальными компетенциями. Кроме того, преподаватели профильных дисциплин будут повышать квалификацию и вместе со студентами привлекаться к работе над конкретными проектами. «Открываются новые возможности по подготовке кадров в сфере машиностроительного производства. Это касается и взаимодействия с другими вузами и предприятиями СТМ. Наша общая цель – создать современный импортозамещённый подвижной состав, который сегодня используется на российских железных дорогах», – подчеркнул руководитель пресс-службы УрФУ Эдуард Никульников.
Вопросы транспортного машиностроения входят в образовательную и научную повестку отраслевых учебных заведений. Чтобы эта работа носила системный характер, железнодорожные вузы включились в работу консорциума «Развитие российского транспортного машиностроения», образованного в этом году.
Соглашение о создании консорциума «Развитие российского транспортного машиностроения» было подписано на полях Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2023, прошедшей в июле в Екатеринбурге. Документ принят в соответствии со Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации до 2030 года. Инициатором этой работы выступил АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», входящий в машиностроительный холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ).
Участники консорциума
На первом этапе в состав объединения вошли предприятия холдинга «СТМ», Уральский федеральный университет (УрФУ), Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) и Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС). Подписи под документом поставили председатель совета директоров холдинга «СТМ» Александр Мишарин, ректор УрФУ Виктор Кокшаров, ректор СГУПСа Алексей Манаков и ректор УрГУПСа Александр Галкин.
«Консорциум позволит получить синергетический эффект от совместной работы над проектами ведущих вузов и предприятий страны, обладающих уникальными компетенциями в сфере создания путевой техники, а также обеспечит создание новой площадки для разработки инновационного подвижного состава. Уверен, научные разработки и практический опыт участников придадут новый импульс развитию производственного потенциала отрасли транспортного машиностроения, будут способствовать расширению рынка ключевых высокотехнологичных устройств и комплектующих. Созданный сегодня консорциум открыт для присоединения новых участников. Впереди много совместных проектов, на ближайшую перспективу в приоритете работа над такими инновационными проектами, как рельсошлифовальный поезд РШП 2.0, комплекс по замене рельсовых плетей КЗРП», – сообщил Александр Мишарин.
Деятельность консорциума направлена на создание инновационного подвижного состава с использованием эксклюзивных технологических решений, разработанных учёными отраслевых учебных заведений и экспертами компаний по производству путевой техники.
«Подписание соглашения о создании консорциума – это новый этап на пути нашего многолетнего сотрудничества в образовательной, научной, инновационной деятельности с холдингом «СТМ», способствующего модернизации транспортного образования и подготовке современных высококвалифицированных инженерных кадров в соответствии с современными вызовами. УрГУПС и СТМ осуществляют взаимодействие по развитию Института транспортного машиностроения, созданного на базе университета с целью подготовки специалистов нового поколения. Также университет является участником масштабного проекта по созданию кластера транспортного машиностроения и инженерных систем на территории Свердловской области, призванного внести значительный вклад в экономику и промышленность региона. Создание консорциума позволит объединить опыт, интеллектуальные фонды, организационные и иные возможности между университетами и предприятиями реального сектора экономики», – рассказал ректор УрГУПСа Александр Галкин.
В сентябре к консорциуму присоединился Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Соответствующий документ подписали председатель Совета консорциума, заместитель директора дивизиона «Путевая техника» холдинга «СТМ» Александр Пикалов и ректор ДВГУПСа Владимир Буровцев. «Расширение консорциума позволяет задействовать в работе в федеральном масштабе ведущий технологический вуз на Дальнем Востоке. Совместная работа членов консорциума позволит объединить усилия для создания прототипов эксклюзивной путевой техники», – подчеркнул Александр Пикалов.
По словам Владимира Буровцева, вступление в консорциум – важный новый этап сотрудничества университета с передовыми промышленными предприятиями. «Представители инженерной школы на базе ДВГУПСа успешно разрабатывают электроэнергетические технологические решения – в этой сфере университет имеет сильные компетенции. Взаимодействие с партнёрами в рамках консорциума позволит более эффективно разрабатывать и апробировать высокотехнологичные решения, а также задействовать интеллектуальный потенциал лучших студентов и научных сотрудников вуза», – отметил он.
Портфель проектов
В настоящее время формируется портфель проектов, которые будут реализованы при участии членов консорциума. «Это портфель перспективных проектов. Их у нас шестнадцать. Каждый продукт – это новая машина, которая состоит из ключевых элементов и технологий. Мы изучаем уровень технологий в мире – какие из них нам доступны, из чего мы можем собрать машину и так далее. Всё это, естественно, опирается на технологию, которую мы будем применять. Эти технологии мы с ОАО «РЖД» сегодня разрабатываем, утверждаем, потом под них вводим путевые машины. Так вот в каждой путевой машине есть 1–5 ключевых технологий. И мы, конечно, их уже выбрали, они уже готовы. Вторым шагом в консорциуме будет ряд встреч и совещаний, технико-технологических советов, где мы будем распределять технологии между вузами – кто по какой тематике пойдёт», – пояснил Александр Пикалов.
Сделано в России
В первую очередь участники консорциума продолжат работу над проектом рельсошлифовального поезда (РШП 2.0), которую холдинг «СТМ» и СГУПС начали в 2021 году (разработчиком интеллектуальных систем управления является Центр инновационного развития СТМ, технологии шлифования рельсов – СГУПС).
Шлифовка устраняет мелкие дефекты и замедляет развитие волнообразного износа, что позволяет существенно продлить срок службы рельсов, снизить расходы на их замену и содержание.
«Ежегодно на железных дорогах России шлифованием обрабатывается около 20 тыс. км рельсов. С учётом общей протяжённости магистралей и в условиях интенсификации работы железнодорожного транспорта значительно усиливается роль рельсошлифования. Существующие объёмы выполнения этих работ не удовлетворяют современным требованиям содержания пути. При этом остро встаёт вопрос увеличения производительности рельсошлифовальных поездов, – рассказал декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» СГУПСа Андрей Ильиных. – Наш проект подразумевает создание нового рельсошлифовального поезда 2.0, превосходящего зарубежные аналоги по техническим характеристикам и имеющего оригинальную схему резания при увеличенной скорости вращения шлифовального круга. Конструкция нового рельсошлифовального поезда предусматривает максимальное использование современных технологических решений, а также применение унифицированных узлов и деталей».
Планируется, что появится техника нового технологического уклада, использующая все преимущества цифровизации. Поезд сможет получать данные о состоянии пути и планируемом фронте работ в автоматическом режиме, вести анализ фактических геометрических параметров головки рельса в режиме реального времени, сам проверит качество проведённой работы.
Согласно концепции проекта, новый РШП-2.0 будет состоять из двух тяговых секций мощностью 1700 кВт, вагона-преобразователя, трёх рельсошлифовальных секций, в которых будут расположены мастерская и склад, кухня-столовая, жилые помещения. Общая длина состава – 134 м. При этом все основные узлы и комплектующие поезда изготавливаются в России.
Инновационный поезд РШП-2.0, выпуск которого намечен на 2024 год, сможет производить работы по шлифованию рельсов в 2,5 раза быстрее, чем предшествующая модель РШП-48К, его скорость в зависимости от рабочего режима составит до 15 км/ч (у РШП-48К – 4–6 км/ч). Это обеспечит увеличение производительности более чем на 80%, что представляет собой большую важность для компании «РЖД», учитывая ограниченные временные интервалы «окон» для проведения путевых работ. Толщина снятия слоя рельса в один проход при скорости 15 км/ч составит 0,2 мм, при скорости 10 км/ч – до 0,3 мм.
«Совместная разработка новых технологий в сфере транспортного машиностроения уже доказала свою эффективность: СТМ и СГУПС реализуют проект рельсошлифовального поезда 2.0. В рамках этой работы на территории нашего университета организован проектный офис, оснащённый новейшим программным обеспечением, создана инфраструктура для проведения испытаний новых технологий рельсошлифования», – подчеркнул ректор СГУПСа Алексей Манаков.
В прошлом году концепция нового рельсошлифовального поезда 2.0 в ходе Международного форума технологического развития «Технопром» в Новосибирске была представлена заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко, курирующему направления государственной политики в области инновационной деятельности.
В этом году в работу по развитию проекта РШП 2.0. включился ДВГУПС. В созданном университетском конструкторском бюро «РНЛТ», получившем федеральную аккредитацию и коды разработчика, была спроектирована тягово-энергетическая секция нового специализированного поезда, фактически являющегося мобильным механообрабатывающим комплексом. Промежуточные итоги этой работы были подведены 19–20 сентября в ходе научно-технического совета по вопросу реализации проекта разработки и строительства рельсошлифовального поезда 2.0.
«Результаты работы над проектом РШП 2.0 по разработке тягово-энергетической секции уже зарекомендовали ДВГУПС как один из важнейших партнёров, научно-технологический потенциал которого крайне востребован в работе над ключевыми проектами в сфере железнодорожного машиностроения», – подчеркнул Александр Пикалов.
Благодаря деятельности консорциума также будет вестись разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в области транспортного машиностроения. Так, планируется обеспечить отрасль квалифицированными кадрами, обладающими актуальными компетенциями. Кроме того, преподаватели профильных дисциплин будут повышать квалификацию и вместе со студентами привлекаться к работе над конкретными проектами. «Открываются новые возможности по подготовке кадров в сфере машиностроительного производства. Это касается и взаимодействия с другими вузами и предприятиями СТМ. Наша общая цель – создать современный импортозамещённый подвижной состав, который сегодня используется на российских железных дорогах», – подчеркнул руководитель пресс-службы УрФУ Эдуард Никульников.