АКРА подтвердило соответствие выпуска облигаций АО «СТМ» серии 001P-02 принципам «зеленых» облигаций ICMA и национальному стандарту «зеленых» облигаций

СМИ о нас
25 Сен 2024
Источник
АКРА подтвердило соответствие выпуска облигаций АО «СТМ» серии 001P-02 принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальному стандарту; подтвердило соответствие проекта, профинансированного в рамках данного выпуска, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования, и провело верификацию отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций устойчивого развития

Соответствие выпуска

В рамках оценки выпуска облигаций АО «СТМ» (далее — Эмитент, Инициатор) серии 001P-02 (ISIN RU000A103G00) АКРА подтвердило соответствие рассматриваемого выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (Принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA), критериям «зеленого» финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1587 от 21.09.2021 (далее — Национальный стандарт), а также проекта, профинансированного за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования.

Агентство также подтвердило соответствие выпуска положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О Стандартах эмиссии ценных бумаг».

Представленный Эмитентом проект (см. ниже) относится к категории проектов ICMA «экологически чистый транспорт».

Проект соответствует следующему направлению таксономии «зеленых» проектов:

   5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (производство рельсового транспорта на тяговом электроснабжении).

Финансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.

Согласно данным Эмитента, под проектом понимается производство конкретных видов техники (электровозов, электропоездов) в количестве, соответствующем общему производственному плану, утвержденному Эмитентом на 2021–2025 годы.

Наблюдательным советом по финансированию проектов устойчивого развития холдинга «СТМ» (далее — Наблюдательный совет)1 был утвержден Проект А, указанный в пункте 8.1 Решения о выпуске ценных бумаг, в качестве проекта, на цели финансирования которого может быть направлен эквивалент денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций.

Эмитент подтвердил Агентству, что при реализации Проекта А было произведено и передано в эксплуатацию основному покупателю продукции следующее количество экологически чистой техники, предусмотренной проектом:

Вид техники

Количество, ед.

Пассажирские электропоезда типа ЭС2Г

7

   ЭС1П (10 вагонов)

7

Электровозы

57

   2ЭС6

43

   2ЭС6 с буст. секцией (3ЭС6)

7

   2ЭС7

1

   2ЭС10 с буст. секцией

6

ИТОГО

64

Источник: АКРА, данные эмитента

Согласно данным, представленным Эмитентом, количественные показатели реализации проекта достигнуты полностью: количество техники, произведенной холдингом СТМ (АО «СТМ» и подконтрольные ему структуры) и переданной в эксплуатацию, превысило минимальное, установленное в Решении о выпуске ценных бумаг.

Реализация данного проекта (с учетом фактического количества произведенной техники и расчетной модели) позволила добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду (расчеты достигнутого эффекта произведены за период с даты фактического окончания размещения ценных бумаг по конец последнего отчетного периода), которые выражаются в следующем2:

  • Для выпуска и передачи в эксплуатацию грузовых электровозов: сокращение прямых выбросов парниковых газов не менее чем на 200 266,7 т СО2-эквивалента; сокращение энергопотребления не менее чем на 2 702,6 ТДж (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

  • Для выпуска и передачи в эксплуатацию пассажирских электропоездов: сокращение прямых выбросов парниковых газов не менее чем на 1 945,9 т СО2-эквивалента; сокращение энергопотребления не менее чем на 28 ТДж (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

Полное описание проекта, который Эмитент профинансировал за счет рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций, а также описание экологического эффекта представлены на стр. 4–5.

АКРА подтверждает, что проект, профинансированный за счет выпуска «зеленых» облигаций, соответствует всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021) и Национальному стандарту.

Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что рассматриваемый выпуск облигаций Эмитента продолжает соответствовать всем базовым компонентам ПЗО-2021 ICMA. Направление использования средств (проект, профинансированный за счет выпуска облигаций, направлен на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеет положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Концепция выпуска "зеленых" облигаций Акционерного общества "Синара — Транспортные Машины"» (далее — Концепция)3, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем выпуск облигаций можно считать «зеленым».

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

Акционерное общество «Синара —
Транспортные Машины»

Кредитный рейтинг эмитента

A(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

«Зеленые» биржевые облигации процентные
 неконвертируемые бездокументарные
 с централизованным учетом прав серии 001P-02,
 ISIN RU000A103G00

Объем эмиссии

10 млрд руб.

Дата начала размещения

28.07.2021

Дата погашения

22.07.2026

Источник: АКРА, данные эмитента

Акционерное общество «Синара — Транспортные Машины» (АО «СТМ») — дивизиональный машиностроительный холдинг Группы Синара, созданный в 2007 году, который специализируется на железнодорожном машиностроении (производство электровозов, тепловозов, путевой техники и дизельных двигателей). В сферу своей деятельности Группа СТМ также включает сервисное обслуживание и инжиниринг в области железнодорожного машиностроения. Группа СТМ активно инвестирует в разработку технологий для производства более экологичной и энергоэффективной техники.

Концепция была принята в 2021 году, в ней обозначены подходы Эмитента к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций: описана процедура отбора проектов; определены направления использования средств (в соответствии с национальной таксономией «зеленых» проектов и категориями допустимых проектов ICMA); описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и итоговый отчет об использовании денежных средств, а также о достигнутых экологических эффектах. На основании данных документов были подтверждены заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

Использование средств

Цели рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций Эмитента сформулированы и соответствуют ПЗО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых» облигаций, были направлены на финансирование проекта, нацеленного на сохранение и охрану окружающей среды и оказывающего положительное воздействие на нее, а также на предотвращение изменения климата, и соответствующего международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также целям и основным направлениям устойчивого (в том числе «зеленого») развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации (таксономия «зеленых» проектов, Национальный стандарт).

Наблюдательным советом был утвержден Проект А, указанный в пункте 8.1 Решения о выпуске ценных бумаг, в качестве проекта, на цели финансирования которого может быть направлен эквивалент денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций. Описание произведенной техники в соответствии с Проектом А представлено на стр. 2 настоящего пресс-релиза.

Эмитент подтвердил Агентству, что с даты фактического окончания размещения ценных бумаг (28.07.2021) по 31.12.2021 им были перечислены 10 149 млн руб. во входящую в Группу СТМ и подконтрольную Эмитенту организацию, которая осуществляет производство предусмотренного проектом экологически чистого рельсового транспорта.

При этом общая сумма денежных средств, включая средства, привлеченные в рамках эмиссии «зеленых» облигаций, и средства из других источников, были распределены за период с августа по декабрь 2021 года следующим образом:

  • 16 129 млн руб. направлены на финансирование операционных расходов и инвестиционной деятельности для выполнения работ по производству электровозов 2ЭС6 с бустерной секцией, 2ЭС7, 2ЭС10 с бустерной секцией;

  • 8 758 млн руб. направлены на финансирование операционных расходов и инвестиционной деятельности для выполнения работ по производству пассажирских электропоездов типа ЭС2Г.

Таким образом, 100% поступлений от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций были направлены исключительно на финансирование указанного выше проекта, подпадающего под следующую категорию проектов ICMA согласно ПЗО-2021:

  • экологически чистый транспорт.

В дополнение к ранее представленной информации Эмитент предоставил Агентству отчет о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций за 12 месяцев 2023 года.

Агентство отмечает, что профинансированный Эмитентом проект не несет значимых негативных эффектов для окружающей среды (принцип «Do No Significant Harm»): при реализации проекта соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Кроме того, специфика профинансированного проекта не предполагает проведения дополнительной экологической экспертизы.

Экологические эффекты от реализации проекта в соответствии с модельными расчетами представлены на стр. 2 настоящего пресс-релиза.

В качестве экологических эффектов Эмитент определил сокращение энергопотребления и снижение выбросов парниковых газов при эксплуатации техники, производство которой профинансировано за счет выпуска «зеленых» облигаций.

Покупатель вышеуказанной техники определяет экологическую стратегию до 2030 года, в рамках которой планируется расширение полигона использования электротяги. Эмитент подтвердил Агентству, что вся произведенная техника поступила в эксплуатацию. Ожидается, что качественные экологические эффекты будут достигнуты в течение срока службы и эксплуатации техники.

Данные об использовании техники в отчете Эмитента не приводятся, так как основной покупатель на дату составления отчета не раскрыл такую информацию.

АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта, допустимыми. В то же время Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы данные о фактическом снижении энергопотребления, а также о снижении выбросов парниковых газов при эксплуатации техники, производство которой профинансировано за счет выпуска «зеленых» облигаций при публикации всей необходимой информации основным покупателем продукции (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).

Процесс оценки и отбора проектов

С момента размещения рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций процесс оценки и отбора проектов Эмитентом не изменился. Данный процесс полностью описан в Концепции.

Эмитентом созданы Наблюдательный совет и рабочая группа по отбору «зеленых» проектов (далее — Рабочая группа). В Рабочую группу вошли представители дирекций по проектному финансированию, работе с инвесторами и банками, по экономике, по финансам, по техническим вопросам по продуктовому развитию, бухгалтерии, управлений кадрового администрирования и обучения персонала, мотивации и социальных вопросов, центра анализа и управления программами повышения эффективности и иные профильные департаменты, в том числе отвечающие за вопросы экологической деятельности Группы СТМ.

Подробная информация о процессе оценки и отбора проектов представлена в пресс-релизе АКРА от 02.10.20234.

По мнению Агентства, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов, и соответствует ПЗО-2021 и Национальному стандарту.

текст в сокращении

Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости