Посчитали затраты

СМИ о нас
06 Июл 2021
Алексей Зайцев, заместитель директора по техническим вопросам и продуктовому развитию АО «СТМ»

Как производитель современных транспортных решений холдинг «СТМ» активно использует комплектующие из композитных материалов. Мы в своих лабораториях проводим исследовательскую работу в этом направлении. Ведь на эффективность работы транспортных средств влияют факторы материалоёмкости конструкции, их долговечности и износостойкости, а также другие эффекты в виде оптимальных эксплуатационных затрат на всём сроке службы.

В железнодорожном машиностроении область применения композитов ограничена стандартами и регламентами. Для основных конструкционных систем (ходовой части, кузова) применяются материалы из стали. Переход на использование новых материалов связан с техническими, экономическими и нормативными вопросами. Использование композиционных материалов в кузовных конструкциях железнодорожного подвижного состава на сегодняшний день невелико и ограничено стеклопластиковыми обтекателями кабин грузовых и пассажирских локомотивов и высокоскоростных поездов.

Тем не менее везде, где использование композитов возможно, диапазон разнообразия материалов достаточно высок. Это стеклопластики, поликарбонаты, термопласты. В элементах экстерьера кабины электропоезда «Ласточка», а также в разрабатываемом грузовом магистральном тепловозе 2ТЭ35А – используются специальные пластиковые маски.

Вот ещё пример. Мы недавно завершили исследовательскую работу, связанную с проектированием и постановкой на производство хоппер-дозаторов повышенной грузоподъёмности модели 19-6940. Решение о применении неметаллических материалов мы проводили на основе оценки экономической эффективности различных вариантов конструкции в сравнении с традиционными решениями. Оценка проводилась с учётом двух показателей: себестоимости изготовления и стоимости ремонтов. Анализ показал, что применение деталей, изготовленных из композитов, увеличивает первоначальную стоимость машины. Однако экономический эффект от применения композитов достигается за счёт уменьшения затрат на ремонт. В итоге мы выбрали некий оптимум, чтобы уложиться в приемлемые параметры стоимости изделия.

Могу сказать, что себестоимость полимерной композиции в среднем в три раза больше себестоимости традиционных материалов. И в ряде случаев эффективность применения композитов выше благодаря их прочностным характеристикам и долговечности. При изготовлении деталей, к которым предъявляются повышенные требования по механическим свойствам, экономия достигается за счёт снижения массы детали по сравнению с металлическим изделием. В ходе изготовления деталей сложной формы затраты на обработку и окраску могут быть ниже по сравнению с производством аналогичных комплектующих из стали.
Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости