Сила Урала: новый грузовой электровоз переменного тока 2ЭС11 «Орлец»
Одна из главных премьер железнодорожного салона «PRO//Движение.Экспо» в 2025 году — магистральный грузовой электровоз переменного тока 2ЭС11, созданный на «Уральских локомотивах» (входят в «Синара — Транспортные Машины», СТМ). Локомотив имеет значительно улучшенные тяговые характеристики по сравнению с предыдущими сериями, что делает его актуальным решением для многих полигонов сети РЖД с переменным током.
Создание локомотива 2ЭС11 «Орлец» стало возможным благодаря системной работе, проделанной при проектировании и производстве грузового электровоза постоянного тока 3ЭС8 «Малахит». Именно эта машина стала первой моделью в линейке новой отечественной платформы магистральных электровозов с асинхронным приводом, разработанной «Уральскими локомотивами» в тесной кооперации с рядом российских предприятий. Проект стартовал в 2020 году, и уже в 2023-м электровоз прошел сертификацию и был передан в опытную эксплуатацию на Октябрьскую железную дорогу.
ЭС8 «Малахит» вобрал в себя ключевые принципы нового подхода к проектированию магистральной тяги: это почти полная локализация, повышенная надежность, цифровая система управления и энергоэффективность. Конструктивно электровоз получил укороченный несущий кузов и тележки с интегрированными колесно-моторными блоками с двухсторонней зубчатой передачей и с асинхронным двигателем опорно-осевого подвешивания. В 2024 году электровоз 3ЭС8 «Малахит» успешно провел состав массой 12,3 тыс. т, тем самым подтвердив свои тяговые характеристики в реальной эксплуатации. За прошедшее время он стал востребован не только РЖД, но и другими компаниями — так, два локомотива 2ЭС8 поступили в парк «ФосАгро».
Электровоз 2ЭС11 «Орлец» является вторым представителем в рамках новой технологической платформы, а название «Орлец» — уральское имя камня родонита — продолжает «минеральную» линейку «Уральских локомотивов». Еще на этапе разработки электровоза постоянного тока «Малахит» в платформу были заложены технические решения, которые позволили максимально оперативно и менее трудоемко перейти к выпуску электровозов переменного тока.
Так, при создании 2ЭС11 преобразователи собственных нужд разделили на две стойки. Это позволило разместить дополнительный тяговый трансформатор, который снижает высокое напряжение в контактной сети 25 кВ до необходимого для работы тяговых преобразователей. Вместе с тем система охлаждения была перенесена на крышу, а также поменялась защитная и коммутационная аппаратура, предназначенная для работы с более высоким напряжением.
Полностью отечественный асинхронный тяговый привод для 2ЭС11 разработан и выпущен в Челябинске компанией «Русские электрические двигатели». Помимо значительного снижения массы в этих двигателях реализована двусторонняя передача тягового усилия, что существенно повышает эксплуатационные характеристики техники, ее надежность и безопасность в условиях интенсивной нагрузки. Мощность на валах тяговых двигателей при работе в продолжительном режиме составляет 8000 кВт.
«Орлец» включает все ключевые решения, заложенные в единую платформу. Это цельнонесущий кузов, который повышает прочность конструкции и пассивную безопасность, а также снижает массу и металлоемкость локомотива. Рама тележки выполнена из стали с повышенной устойчивостью к нагрузкам и атмосферной коррозии. Конструкционная скорость 2ЭС11 составляет 120 км/ч при служебной массе двухсекционного электровоза в 200 т и общей длине 32 м.
Реализованная в 2ЭС11 новая система управления с функцией самообучения способна адаптироваться к различным условиям эксплуатации, повышая точность контроля и снижая энергопотери. Предусмотрена возможность обслуживания локомотива одним машинистом.
Электровоз 2ЭС11 рассчитан на вождение грузовых поездов массой до 7,1 тыс. т в двухсекционном исполнении и до 9 тыс. т при использовании бустерной секции. По грузоподъемности он превосходит электровозы предыдущего поколения на 42%. При этом локомотив спроектирован с расчетом на снижение совокупных расходов в жизненном цикле: для него предусмотрен лишь один капитальный ремонт, тогда как ранее подобным локомотивам требовались три.
Характеристики электровоза 2ЭС11 отвечают актуальным задачам РЖД по наращиванию провозной способности, повышению весовой нормы поездов и снижению эксплуатационных затрат. Такие локомотивы востребованы в условиях возросшей нагрузки на ключевых магистральных направлениях, включая Восточный полигон и маршруты, связывающие промышленные кластеры с портовой инфраструктурой.
После выставки электровоз 2ЭС11 пойдет на сертификационные испытания. Потенциально «Орлец» способен заменить значительную часть устаревающего парка локомотивов на сети РЖД, а единая технологическая платформа с «Малахитом» обеспечивает масштабируемость и унификацию по многим ключевых компонентам. При этом опора в проекте на внутрироссийскую кооперацию придает ему устойчивость в долгосрочной перспективе, снижая технологические и логистические риски.