Дорогой инноваций. Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург
Движущая сила
Инициатором строительства высокоскоростной магистрали выступил президент России Владимир Путин. Во время посещения завода «Уральские локомотивы» (ГК «Синара»), где создаются поезда для ВСМ, он отметил важность проекта: «Эта работа станет, должна стать, первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов».
На прошедшем на площадке предприятия совещании по вопросу строительства ВСМ глава государства подчеркнул: «Сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать — это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать».
Роль базового заказчика 41 серийного инновационного поезда для ВСМ и технического консультанта по строительству двух головных образцов доверена Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Еще в августе 2024 года она проавансировала строительство поездов, что позволило производителю приступить к работе.
Как базовый заказчик ГТЛК мониторит весь цикл производства, включая цепочки кооперации.
В производственную кооперацию для организации серийного выпуска вовлечены порядка 100 российских производителей компонентов, в координации которых ГТЛК также принимает активное участие.
Отметим, что ГТЛК имеет опыт реализации сложных и капиталоемких инфраструктурных проектов, таких как порт Лавна в Мурманской области, в открытии которого в марте 2025 года принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин.
Также компания выступает в качестве базового заказчика транспорта в рамках реализации четырех национальных проектов и 11 программ с государственным финансированием, в том числе в области авиации, судостроения, железнодорожного транспорта и беспилотных авиационных систем.
«Над проектом трудятся опытные и компетентные специалисты железнодорожной отрасли. Сотрудники ГТЛК, которые вовлечены в реализацию проекта, обладают опытом по разработке, запуску и эксплуатации таких электропоездов, как „Сапсан“, „Аллегро“, „Ласточка“. А также опытом эксплуатации и ремонта первого советского скоростного поезда ЭР200. Такие компетенции позволяют нам разговаривать с разработчиками и производителем нового поезда на одном языке. Наше участие в крупных инфраструктурных проектах, отлаженный механизм господдержки и льготного лизинга, умение синхронизировать и учитывать интересы государства, бизнеса и банков — все это способствует нашей серьезной работе над проектом ВСМ», — прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
Строительство первой ВСМ Москва — Санкт-Петербург — пилотный проект, не имеющий аналогов опыт развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России.
В пресс-службе РЖД подчеркнули: «Речь идет о принципиально новом для нашей страны уровне технологий и транспортных услуг, передовых компетенций в железнодорожной отрасли. Создаются новейшие системы управления движением поездов, диагностики инфраструктуры и подвижного состава, прогнозирования пассажиропотоков, которые обеспечат качественную организацию движения и высочайший уровень безопасности».
Основной сборочной площадкой сегодня выступает завод ООО «Уральские локомотивы». Здесь модернизируются существующие производственные мощности, возводятся новые цеха, наращиваются необходимые компетенции, разрабатываются новые системы управления и конструкционные материалы.
Генеральный директор «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев рассказал: «На территории завода „Уральские локомотивы“ в Верхней Пышме строится комплекс по производству высокоскоростных поездов. До конца 2026 года будет возведено пять новых объектов общей площадью 67 тыс. кв. м. В комплекс войдут корпус для формирования компонентов кузова, корпус для проведения пусконаладки электропоездов, испытательный центр тягового привода, конструкторский центр и административный корпус».
Инновационные поезда обеспечат не только высокую скорость (от 350 км/ч) при низком уровне шума и вибрации, но и максимальный комфорт для 450 пассажиров в 8 вагонах (с возможностью увеличения состава), включая специальные условия для маломобильных пассажиров. Поезда спроектированы для работы в диапазоне температур от −40 °C до +40 °C. В их производстве используются легкие композиты для энергоэффективности и удаленный интеллектуальный мониторинг.
В реализации ВСМ примут участие и крупные предприятия, расположенные по пути следования магистрали. Так, Тверь планирует привлечь к проекту Тверской вагоностроительный завод «Трансмашхолдинга». А стройматериалы для дороги будет поставлять завод, который построят в Новгородской области — на предприятии будут работать около тысячи человек.
Если создание подвижного состава задает технологическую рамку проекта, то строительство магистрали — его пространственную и социальную архитектуру. Пилотная ВСМ пройдет через шесть субъектов России, где проживает около 20% населения страны. Время следования между городами на маршруте сократится в несколько раз. В пути поезд будет делать 17 остановок, включая конечные пункты. Каждый из них станет крупным пересадочным узлом и драйвером экономического и инфраструктурного роста прилегающих территорий.
Строительство высокоскоростной магистрали направлено на стимулирование развития регионов и их транспортной доступности.
Одним из ключевых эффектов станет перераспределение транспортных потоков. Уже сегодня загрузка «Сапсанов», курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, достигает 100%. ВСМ позволит не только разгрузить существующую инфраструктуру, но и значительно увеличить пассажиропоток. По оценке «Российской газеты», к 2030 году направление Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург сможет обслуживать 43,4 млн пассажиров в год, 7,6 млн из которых — благодаря проекту ВСМ.
Помимо позитивных изменений в сфере транспорта, проект даст мощный импульс экономике. Вдобавок в шести регионах, по которым пройдет ВСМ, появятся новые точки притяжения — здесь планируется строительство почти 4 млн кв. м жилья.
Повышение транспортной доступности сделает более привлекательными для жизни и инвестиций регионы, которые ранее оставались на периферии центров деловой и туристической активности. Существенное сокращение времени в пути до популярных направлений создаст новые возможности для внутреннего туризма и повысит интерес к малоосвоенным маршрутам.
Кроме того, реализация проектов ВСМ даст ощутимый импульс развитию реального сектора экономики в регионах, через которые пройдет магистраль. Ожидается, что проект создаст более 250 тыс. новых рабочих мест. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) как составляющей крупных проектов с государственным участием — еще одно направление деятельности ГТЛК: в 2024 году компания участвовала в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» через «зонтичные» поручительства Корпорации МСП.
В Санкт-Петербурге, например, запланировано строительство двух вокзальных комплексов — в центре и в районе станции Обухово-II. На деловой карте города появятся еще два индустриальных кластера, а в каждом — сотни рабочих мест.
Всего же за время строительства и первые 20 лет эксплуатации ВСМ бюджет Новгородской области может получить более 154 млрд руб. дополнительных налоговых поступлений, в том числе за счет увеличения турпотока с 1,7 млн до 3,5 млн человек, что приведет к повышению уровня жизни в регионе.
Эффект от запуска проекта почувствуют не только субъекты, через которые пройдет магистраль. Уже на подготовительном этапе проект сформировал спрос на новые материалы, оборудование и цифровые решения, всего же к его реализации будут привлечены предприятия более чем из 20 регионов, а общий объем заказов составит около 500 млрд руб.
Можно ожидать, что вовлечение крупнейших российских предприятий, активизация спроса на материалы и оборудование отечественного производства, а также развитие кадрового потенциала поспособствуют укреплению внутренних экономических связей.
Это, в свою очередь, создаст устойчивую основу для перехода к следующему этапу — широкому внедрению современных технологических решений в транспортной сфере. А отлаженный механизм взаимодействия государства, финансовых институтов и бизнеса позволит проекту развиваться в заданном направлении и выйти на стабильную траекторию реализации.
Все эти факторы позволяют рассматривать проект ВСМ как потенциальный ориентир для новой модели организации пассажирских и грузовых перевозок, а также как важный шаг в создании единой транспортной инфраструктуры и повышении технологического развития и суверенитета России.