Как идет строительство ВСМ в России

СМИ о нас
25 ноя 2025
Источник
Запуск высокоскоростного транспорта может существенно изменить структуру пассажирского и транспортного потока в стране

Строительство сети высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России стало одной из ключевых тем обсуждений прошедшего 15–20 ноября в Москве форума «Транспортная неделя».

Вице-премьер Виталий Савельев в ходе форума отметил, что страна выходит на новый технологический уровень, реализуя проект строительства ВСМ за счет собственных технологий и компонентов. «Мы вступили в «высшую лигу» развития ВСМ. Поезд строится из отечественных компонентов – это технологический прорыв и суверенитет», – отметил он.

Сейчас идет строительство первой в стране ВСМ – между Москвой и Санкт-Петербургом. Ожидается, что она будет запущена в 2028 г. И это только начало: к 2045 г. сеть таких дорог из столицы пройдет в Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург, в Адлер, в Минск и в Рязань. Их общая протяженность превысит 4500 км.

Какие компании вовлечены в национальный проект и как с появлением ВСМ изменится структура пассажиропотока в России – в материале «Ведомости. Аналитики».

Прошлое и будущее

Сооружение высокоскоростной магистрали из Москвы в Санкт-Петербург обсуждалось еще в СССР. В 1984 г. для этого направления был создан скоростной поезд «ЭР-200», разгонявшийся до 200 км/ч. В сентябре 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о строительстве ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург. Однако созданное для этого в 1992 г. РАО «ВСМ» обанкротилось в 1998 г., реализовать дорогостоящий проект не удалось.

РЖД в 2006 г. подготовила программу развития высокоскоростного движения в России, которая предусматривала строительство сети ВСМ. В 2012 г. в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г. были приняты поправки, согласно которым предполагалось реализовать три пути: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер.

Президент России Владимир Путин в 2019 г. поручил начать строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. В 2021 г. она была внесена в схему территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения. Нацпроект «Эффективная транспортная система» был принят в 2024 г.

ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург пройдет по Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областям. На маршруте новой магистрали планируется 16 станций. Время в пути между городами сократится почти вдвое по сравнению с «Сапсанами» – 2 ч 15 мин.

Стоить первая российская ВСМ будет более 2,2 трлн руб. Ее создание предполагает строительство железнодорожной инфраструктуры и разработку нового высокоскоростного поезда, который сможет развивать скорость до 400 км/ч.

Генеральным подрядчиком на строительство ВСМ является РЖД. Производством поездов для ВСМ занимается завод «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»). В начале сентября на нем был сварен первый шов кузова высокоскоростного поезда. В том же месяце РЖД сообщила о проведении испытаний элементов ходовой части будущего высокоскоростного поезда, а в Санкт-Петербурге началась сварка рельсов для магистрали.

Руководитель центра управления проектами завода «Уральские локомотивы» Григорий Голубев в июне этого года сообщал, что первые составы для ВСМ отправятся на испытания в июне 2027 г. Провести испытания планируется летом–осенью 2027 г. на тестовом участке ВСМ от Зеленограда до Твери. В 2028 г. запланировано получение сертификата соответствия, говорил ранее гендиректор РЖД Олег Белозеров. Савельев сообщал, что до 2030 г. предусмотрена поставка 43 высокоскоростных поездов.

Транспортный суверенитет

Россия первая в мире полностью обеспечит себя собственными технологиями для развития ВСМ, заявлял в ноябре этого года министр транспорта Андрей Никитин.

Он уточнял, что работы развернуты на всей протяженности маршрута ВСМ. В строительстве участвуют более 11 000 человек и почти 4 000 единиц техники, говорил в ноябре Савельев. Также идет работа над созданием поезда для ВСМ, где задействовано около 150 российских предприятий. «Это проект полноценного российского транспортного суверенитета», – отмечал Никитин.

ВСМ не будет иметь привычных шпал и верхнего слоя щебня, вместо этого – уникальная бетонно-рельсовая плита, которая будет выдерживать перепады температур от +50 до -50 градусов Цельсия, сообщал Савельев. Многие технические решения, которые применяются при строительстве транспортной инфраструктуры ВСМ, ранее в России не применялись, подчеркивал он.

Гендиректор РЖД Олег Белозеров в августе говорил, что поезд, создаваемый для ВСМ Москва – Санкт-Петербург, в будущем станет беспилотным.

Все технологические решения и материалы для строительства ВСМ отечественные, подчеркивает президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. «Строительство ВСМ меняет технологический уклад отечественной промышленности и формирует запрос для российской науки», – говорит он.

Как ВСМ изменит структуру пассажиропотока

Опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты отмечают, что с запуском ВСМ привлекательность железнодорожного транспорта повысится, а структура пассажиропотока может измениться на 50%.

Согласно материалам РЖД, пассажиропоток ВСМ Москва – Санкт-Петербург составит около 23,3 млн человек в 2030 г. Планируется, что сеть высокоскоростных железных дорог в 2045 г. охватит 80% населения России.

С появлением ВСМ пассажиропоток железного транспорта должен возрасти, так как высокоскоростное движение привлечет новых пассажиров, говорит Иванкин. Пассажиропоток ВСМ зависит от частоты курсирования и стоимости проезда, отмечает эксперт. При оптимальном графике и стоимости только между Москвой и Санкт-Петербургом пассажиропоток составит более 25 млн пассажиров в год, считает он. Впрочем, в первый год работы ВСМ, по оценке эксперта, он составит около 10–11 млн пассажиров.

При этом развитие ВСМ будет стимулировать развитие скоростных перевозок в целом, продолжает Иванкин. После запуска ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом высвободится парк «Сапсанов», которые начнут курсировать по другим направлениям, что улучшит качество железнодорожных пассажирских перевозок, говорит эксперт.

ВСМ будет конкурировать с самолетами по времени в пути и уровню комфорта, отмечает эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. При этом поезда ВСМ будут прибывать на вокзалы в центре города, в отличие от аэропортов, расположенных за городом, обращает внимание он.

По оценке Баранова, создание сети ВСМ может существенно изменить структуру пассажиропотока в России. В будущем порядка 33–37% пассажиров пересядут на ВСМ с существующего железнодорожного транспорта, примерно 10–13% пассажиров – с автомобильного и воздушного транспорта, считает он.

Запуск высокоскоростного железнодорожного транспорта также позволит разгрузить существующие железнодорожные направления для грузовых составов. Например, только запуск ВСМ Москва – Санкт-Петербург позволит дополнительно ежегодно перевозить 30 млн т грузов, заявил на «Транспортной неделе» Белозеров. А реализация всех проектов ВСМ создаст возможность для дополнительных грузоперевозок в объеме более 100 млн т в год, уточнил он. Таким образом, строительство высокоскоростных магистралей позволит сэкономить порядка 700 млрд руб., которые не придется тратить на создание дополнительных железнодорожных путей для перевозки грузов, подчеркнул глава РЖД.
Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости