Локомотив как индивидуальность

СМИ о нас
26 Ноя 2021
Источник
Специально для НП «ОПЖТ» технический директор Людиновского тепловозостроительного завода Юрий Михеев рассказал о работе предприятия и важности разработки индивидуальных решений для каждого заказчика

Людиновский тепловозостроительный завод (ЛТЗ, входит в Холдинг «Синара – Транспортные Машины», СТМ) – один из ведущих производителей тягового подвижного состава в России. Локомотивы этого предприятия всегда узнаваемы на железных дорогах страны и на путях крупных промышленных холдингов. За свою 60-летнюю историю ЛТЗ создал более 30 модификаций железнодорожной техники, изготовил свыше 18 000 тепловозов, из которых более 700 единиц было поставлено на экспорт.

Главные заказчики продукции завода – крупные промышленные компании и предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Почти половина локомотивного парка в этом сегменте – порядка 8000 единиц – это тепловозы серий ТГМ4 и ТГМ6. У локомотивов ЛТЗ непревзойденная по своим параметрам тележечная ходовая часть, 8-осная конструкция, применяемая в тяжелых маневровых тепловозах, на сегодня не имеет аналогов в российском железнодорожном машиностроении. Это техническое решение сейчас применено и в серийно выпускаемых локомотивах серий ТЭМ7А, ТЭМ14 и ТЭМ14М. Именно из-за этой особенности тепловозы так востребованы у заказчиков из разных отраслей. Кроме того, машины просты, надежны и производительны. Современные рыночные условия диктуют новые правила работы с заказчиками. Ориентация на потребности клиентов, создание индивидуальных модификаций ставятся во главу угла при выпуске продукции ЛТЗ. Об особенностях кастомного вектора развития Людиновского тепловозостроительного завода рассказывает технический директор предприятия Юрий Михеев.

Юрий Николаевич, неужели в таком, казалось бы, традиционном рыночном сегменте как промышленная маневровая тяга меняются предпочтения заказчиков?

- Индивидуальное решение каждого заказа – это общемировой тренд в индустрии машиностроения. Работа с заказчиком – это не просто продажа локомотива, наша задача помочь клиенту решить его производственные вопросы и потребности с помощью нашей техники. В условиях рынка эти запросы могут меняться, и мы готовы не просто гибко дорабатывать комплектации машин, но при необходимости и инвестировать в новейшие разработки, необходимые для создания «того самого» локомотива, который подойдёт конкретно взятому заказчику.

Для этого переговоры мы начинаем с вопроса: «Что должен будет делать локомотив?» и максимально подробно фиксируем все ответы и пожелания. Дальше рассчитываем параметры техники, беря во внимание реальные профили путей и весы составов, логистические задачи и климатические условия. После такой детальной проработки грузоперевозок подбирается тепловоз максимально эффективный для запрашиваемых нужд. Клиент получает аналитические данные с результатами тяговых расчетов и расхода топлива. Опираясь на них, он может провести технико-экономическую оценку предлагаемого локомотива. Такая работа на стадии предзаказа помогает не только сделать правильный выбор локомотива, но и получить экономическое обоснование планового обновление парка в будущем – своего рода прогноз будущих заказов.

И конечно же мы максимально дорабатываем технику дополнительным оборудованием с учётом пожеланий заказчика. В финальную комплектацию могут войти предпусковой подогреватель, система видеонаблюдения, средства контроля расхода топлива с передачей данных на сервер, предотвращающие хищение горючего и многое другое – всё, вплоть до чехлов на сиденья. Разнообразие функционала и решения для него мы разрабатываем совместно с конструкторами Научно-исследовательского центра СТМ и командой Торгового дома СТМ.

Приведите несколько примеров.

- Яркой иллюстрацией индивидуального подхода к запросам заказчика можно назвать тепловозы ТЭМ14, созданные для ОАО «РЖД». Этот двухдизельный тепловоз пришёл на смену машинам серии ТЭМ7, он обладает превосходными тяговыми свойствами, при этом, на 26% мощнее. А интеллектуальная система управления двухдизельной установкой позволяет использовать только один двигатель при малой тяговой нагрузке и автоматически запускать второй дизелей при увеличении нагрузки – это обеспечивает до 20% экономии топлива.

С 2011 года было выпущено порядка 150 таких локомотивов по одной единственной спецификации. А с 2019 года тепловозом ТЭМ14 всё чаще стали интересоваться клиенты из различных отраслей промышленности, и, естественно, у каждой компании свои специфические потребности. Спрос на тепловоз возрос не только в России, но и в ближнем зарубежье. Не удивительно, что у него стали появляться модификации с индивидуальным техническим наполнением.

На этот локомотив у нас большие планы. Он будет выпускаться в модификациях ТЭМ14М и модульной цифровой платформе ТЭМ14Next New, получив обновлённый дизайн, с модернизированной системой управления, возможностью удаленного контроля состояния локомотива и рядом других технических дополнений для повышения надежности тепловоза.

Большая работа проведена и с локомотивом ТГМ8 для экспортных поставок. Данный тепловоз был разработан для использования во влажном тропическом климате, тем не менее, при появлении спроса на него у заказчика с производством в климате сухом, машина была доработана с учётом новых вводных: оборудована системами комфорта машиниста и бригады для работы при отрицательных температурах до -10℃. А последняя модификация локомотива – это версия ТГМ8А, разработанная для заказчика из Гвинеи, компании «Бокситы Киндии» (КБК, входит в объединенную компанию «РУСАЛ»).

Проект интересен тем, что для его воплощения потребовалось внедрить инновационную систему многих единиц (СМЕ) – это способ управления, при котором в один поезд сцепляется несколько локомотивов, а управление локомотивами ведется с одной кабины машиниста. Такое техническое решение было предложено после комплексного анализа будущей работы запрашиваемой техники. По техническим условиям выполнять тяговую задачу на одной из веток возможно лишь тремя тепловозами. Кроме цифровой системы управления, синхронизировавшей работу трёх машин в сцепе, была выведена на новый уровень и диагностика тепловоза. Вся бортовая информация локомотива приобрела дополнительные функции телеметрии – это более 500 параметров, включая беспроводную передачу данных и функцию геопозиционирования.

Это действительно уникальный проект, выполненный ЛТЗ по индивидуальному заказу. Система множественных единиц до этого ни разу не применялась на маневровых тепловозах с гидравлическим приводом. Тонкие настройки с применением цифровых систем разработали специалисты НИЦ СТМ (Научно-исследовательский центр СТМ). Кроме успешной реализации сложнейшего проекта, работа над ТГМ8А позволила нам «вырасти над собой», повысив уровень наших технических компетенций.

Ещё один пример модификационного разнообразия – это маневровый тепловоз ТЭМ9. Из-за его, если позволите, супер-популярности среди промышленных предприятий он обзавёлся более 20 конфигурациями, каждая из которых учитывает мельчайшие требования конкретного заказчика. Здесь и различные системы учета топлива, и осветительные приборы машинного, подкузовного оборудования, и буферные фонари, и дополнительные модули систем безопасности типа ГЛОНАСС и т.п.

Машины производства ЛТЗ эксплуатируются в условиях, различающихся по климату и другим параметрам, поэтому их изготовление нельзя назвать строго конвейерным. Практически каждый тепловоз разрабатывается с дополнительной тепло- шумоизоляцией и системой фильтрации, если, например, работа планируется вестись на сильно запыленных участках железнодорожных путей.

Говоря о тенденциях в железнодорожном машиностроении, мы можем наблюдать, что производители сегодня продают не продукт, а услугу или решение, которое на многие годы должно помогать бизнесу заказчика, ведь транспортные системы – это продукты длинного цикла эксплуатации. Какие решения или уникальные торговые предложения предлагаете вы своим покупателям?

- Одна из важнейших инициатив, которую мы воплотили – это сокращение цикла производства: мы выводим на рынок новую модель локомотива каждые два-три года. Также увеличили назначенный срок службы нашей техники – для последнего поколения локомотивов он составляет 40 лет. Наши конструкторы работают с перспективными, возможными в будущем, запросами клиентов – можно сказать, проектируем на опережение, стараясь предугадать направления спроса заказчиков.

Такой подход отражается буквально на всём: процессе разработки модификации или нового проекта, быстром запуске в производство техники по индивидуальной спецификации, на постпродажных сервисах – речь про обучение ремонтного персонала и локомотивных бригад, а также на возможности организовать постоянное присутствие представителя Торгового дома СТМ на предприятии для создания сервисного центра, организации своевременной поставки запасных частей и оперативного решения множества других вопросов.

Людиновские локомотивы проектируются и изготавливаются не только по утвержденным Техническим условиям, но и по техническим требованиям спецификаций заказчиков, связанных с их порой уникальными условиями эксплуатации. Кроме того, мы создаем заводские представительства на площадках крупных заказчиков и осуществляем техническое сопровождение локомотивов.

Как у вас организованы заводские представительства?

– Представительства наиболее востребованы и эффективны для компаний с большим парком нашей техники. С каждым годом число таких организаций растёт, причём, как на территории России, так и за рубежом – в ближайшем будущем планируем открыть представительство в Гвинее. В России крупнейшее представительство располагается на Новолипецком металлургическом комбинате в Липецке, где эксплуатируются локомотивы серий ТЭМ7А, ТЭМ9, ТЭМ10, ТЭМ14. Аналогичная потребность может появиться и в таком подразделении в Оренбурге на предприятии «Газпромтранс», с которым мы ведем работу по созданию тепловозов с газопоршневым двигателем ТЭМГ1, работающих на сжиженном природном газе. И снова можно говорить об уникальности проекта, причём, не только для нас, но и для всей отрасли, ведь в России ещё нет опыта работы такого рода техники на альтернативном виде топлива. Как производители мы, конечно же, сделаем всё для обеспечения эксплуатации техники на высочайшем уровне.

А что вам это дает? В чем, на Ваш взгляд, плюс от таких представительств.

– Повторюсь, для нас важно не просто продавать локомотивы, а помогать решать задачи заказчика с помощью нашей техники. Это приводит к выстраиванию долгосрочных взаимовыгодных отношений с партнёрами и клиентами. Надёжные машины, техническая поддержка СТМ непосредственно на территории заказчика, оперативное решение любых вопросов, связанных с работой и обслуживанием техники, мгновенная обратная связь – всё это даёт клиенту уверенность и стабильность в работе, а нам эксплуатационные отзывы от первого лица, которые мы используем при проектировании модификаций имеющихся локомотивов и новых моделей.

Давайте поговорим о производстве. В прошлом году ЛТЗ сертифицировали две модели локомотива. Наиболее перспективным, с большим потенциалов спроса мы видим тепловоз ТЭМ10. Как на предприятии адаптируют эту машину под требования заказчика?

- Сейчас выпущено пять локомотивов ТЭМ10. Два работают на Новолипецком металлургическом комбинате, ещё пара в компании «СинараПромТранс», один отправился на Магнитогорский металлургический комбинат, а в планах поставить для этого предприятия ещё 4 «десятки». Также к тепловозам этой модели проявляют интерес и зарубежные заказчики.

Естественно, локомотивы этой серии по желанию заказчика будут иметь варианты комплектаций с дополнительными опциями, такими как система видеонаблюдения, средства учета расхода топлива с модулем навигации ГЛОНАСС, другими техническими деталями. Конструктивное преимущество машины в её модульности – это даёт простоту и лёгкость на всех этапах работы с локомотивом: сборка, наладка, обслуживание, ремонт. Тепловоз получился удачным, и мы планируем увеличить производственные мощности для его изготовления.

Да, тепловозы ТЭМ10 произведены совершенно по иному принципу – по принципу модульной конструкции. Чтобы освоить такие технологии, нужно по-новому организовать производство. Расскажите, какие еще инвестпроекты реализуются на ЛТЗ?

- Стоит рассказать о фитинговой платформе для перевозки контейнеров с эксплуатационной скоростью 140 км/ч – это крупный инвестиционный проект, включающий создание центра компетенций по изготовлению тележек для скоростного подвижного состава. Финальная сборка этой техники будет производиться на Калужском заводе «Ремпутьмаш», но, вообще, это совместный проект нескольких заводов Холдинга СТМ.

ЛТЗ при этом оснастят новейшим оборудованием, которое будет задействовано не только для изготовления частей скоростной тележки – оно позволит сократить и технологические циклы изготовления локомотивов. В настоящее время ведутся переговоры о размещении крупного заказа на эти скоростные платформы, что значительно увеличит производственную загрузку нашего завода и других предприятий СТМ.

Отдельно отмечу, что надёжности техники на ЛТЗ уделяется максимальное внимание. Мы применяем лучшие мировые практики для повышения качества производимых машин – в ближайшее время планируем внедрить метод «Шесть сигм» (Six Sigma). Он состоит в поиске и исключении причин ошибок или дефектов в бизнес-процессах, давая возможность сконцентрироваться на наиболее важных параметрах продукции для клиента. А на участках сборки локомотивов и участках агрегатной сборки узлов уже сейчас функционируют «ворота качества», суть которых не допускать переход на следующий технологический цикл продукции ненадлежащего качества.

Как в целом завершает 2021-й Людиновский тепловозостроительный завод и что в планах предприятия на будущий год?

- Стабильно работаем, есть заказы как на внутренний рынок, так и на экспорт. Как уже говорил, мы нацелены на ежегодный выпуск новых машин, и в этом году мы завершаем работу по совместному проекту с профильными институтами РЖД ВНИКТИ и НИИАС – изготовлению локомотива с автомашинистом серии ТЭМ14МА. Сертификация локомотива пройдёт в 2022 году.

В производственном плане на будущий год также прописано изготовление 74 машин, в т.ч. различных модификаций ТЭМ14. Продолжится работа по выпуску тепловоза модульной конструкции серии ТЭМ10 и газового локомотива ТЭМГ1, он сейчас завершает сертификационные испытания во ВНИКТИ.

Не могу не отметить ещё одно интересное направление – выпуск односекционного маневрового тепловоза ТГМК2 мощностью 550 л.с. Дебютный выпуск и сертификация «малыша» прошли на заводе «Калугапутьмаш», но позднее изготовление ТГМК2 было решено перенести на ЛТЗ – специализированное предприятию по выпуску маневровых локомотивов.
Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости