На железных дорогах России появится больше 20 новинок
Каждый новый локомотив, выпускаемый холдингом «Синара — Транспортные Машины» (СТМ), становится на порядок «умнее» предыдущего. В ближайшие пять лет компания выведет на рынок более двух десятков продуктов повышенной сложности, в том числе совершенно уникальных для России.
Тепловоз с «мозгами»
Пожалуй, самый интересный из них — автопилотируемый тепловоз. Как рассказал URA.RU заместитель генерального директора СТМ по техническим вопросам Кирилл Эпштейн, он будет выполнен на базе локомотива ТЭМ14М. Он выйдет на рынок в 2021 году. Это новое поколение мощных маневровых тепловозов, усовершенствованных по ряду характеристик.
В частности, тепловоз будет оборудован дизель-генератором ДГ900Т с двигателями нового поколения 6ДМ-185Т, разработанными на Уральском дизель-моторном заводе (входит в СТМ). Он сможет осуществлять маневровую работу с составами свыше шести тысяч тонн. Помимо увеличенной мощности тепловоз также будет более экономичным c точки зрения количества расходуемого топлива.
ТЭМ14М оснастят системой «Автомашинист» — это прототип будущего автопилота. Система представляет из себя сложную систему датчиков и камер. Она сможет считывать информацию о любых помехах и обстановке на путях и при необходимости примет решение об экстренном торможении. По сути, автомашинист заменит помощника машиниста. При этом без самого машиниста на первом этапе все же не обойтись. В перспективе локомотив будет полностью автопилотируемым. Плюсы от внедрения автомашиниста — в снижении аварийности. Кроме всего прочего, новый тепловоз будет более экономично расходовать топливо.
Автопилотируемый локомотив будет выпущен на рынок в четвертом квартале 2021 года. Это уникальный продукт. Подобных грузовых локомотивов в России нет. Автоматизированные системы управления достаточно успешно тестируются в сегменте пассажирского локомотивостроения и будут востребованы и при транспортировке грузов.
Требования о высокотехнологичности продукции предъявляет главный заказчик СТМ — компания «РЖД». «Есть термин „доверенная среда“: чем больше приборов, которые будут обмениваться информацией, тем более точная и качественная информация будет в системе. Поэтому РЖД ставит задачу, чтобы каждая последующая машина была „умнее“ предыдущей, и в этом плане когнитивные технологии (системы типа автомашиниста, машинного зрения и прочих) будут только развиваться. Причем эти технологии будут использоваться не только на локомотивах, но и в депо, в инфраструктуре, сформируется единая среда, которая будет обмениваться данными», — поделился своим мнением Кирилл Эпштейн.
Пятилетние перспективы
В дальнейшем доля новых продуктов СТМ в локомотивной тематике будет только расти. Позиции предприятия по путевой технике (сейчас доля СТМ на этом рынке составляет порядка 85%) также будут усиливаться. В целом, за пять лет компания намерена увеличить выручку по этим направлениям в 2,5 раза. На рынок, помимо вышеупомянутого тяжеловесного ТЭМ14М, будут выведены еще несколько продуктов:
— Магистральный тепловоз 2ТЭ35А
По словам Кирилла Эпштейна, это по-настоящему прорывная технология. В тепловозе будет стоять два современных двигателя ДМ-185 мощностью 3650 киловатт каждый. Также машина будет оснащена асинхронным тяговым приводом производства компании «Тяговые компоненты» (входит в СТМ). Локомотив сможет решать самые сложные задачи по вывозу грузов (составы весом до 9 тысячи тонн) на неэлектрифицированных участках с горным профилем.
— Легкий маневровый локомотив ТГМК2
Он предназначен для выполнения легких маневровых работ на внутренних и подъездных путях промышленных предприятий, железнодорожных депо и ремонтных баз. В отличие от своего предшественника, локомотив оснащен более мощным двигателем, а кабина машиниста теперь располагается по центру и на возвышении — для удобства работы.
— Средний маневровый тепловоз ТЭМ10
Он также используется для работы на железнодорожных путях промышленных предприятий. Благодаря особой конструкции тепловоз сможет вписываться в кривые участки пути с минимальным радиусом 40 метров — такие встречаются на значительной части подъездных путей предприятий России.
Кроме того, в тепловозе будут стоять два высокоэффективных двигателя мощностью 428 киловатт каждый. Благодаря ним, экономия топлива по сравнению с другими аналогичными локомотивами составит до 20%. Также в локомотиве будет применяться современная система управления и диагностики, разработанная и внедренная уральскими инженерами.
— Первая газомоторная машина ТЭМГ1
Локомотив предназначен для выполнения маневровых работ. Первый образец в декабре отправят на испытания в АО «ВНИКТИ» в Подмосковье. Преимущества новой машины заключаются в ее исключительной экономичности и экологичности за счет применения схемы с двумя силовыми установками и использования СПГ в качестве моторного топлива.
— Снегоуборочный поезд ПСС-2П
Представитель сегмента путевой техники, которая используется для обслуживания железнодорожной инфраструктуры. Он будет отличаться от своего предшественника большей грузоподъемностью и вместимостью, а также более экономичным расходом топлива. Крылья для уборки снега с верхнего строения пути перенесены к передней части поезда — это обеспечит машинисту лучший обзор и позволит ему более точно контролировать качество уборки.
— Скоростные платформы
Тоже разработка дивизиона путевой техники СТМ и полностью новое для компании направление. Платформы предназначены для контейнерных перевозок. С их помощью можно будут перевозить грузы со скоростью до 140 км/час.
Локомотив под ключ: от разработки до утилизации
Помимо технологичности новой продукции, во взаимоотношениях между СТМ и заказчиками наметилась еще одна тенденция — переход на контракты полного жизненного цикла. «Сейчас заказчик хочет получить решение под ключ — от разработки до обслуживания и утилизации. Он один раз тратит деньги на продукт, а дальше вся ответственность за эксплуатацию и эффективность продукта — на производителе. Сейчас на контракты полного жизненного цикла переведены поставки модели электровоза 2ЭС6 и тепловоза ТЭМ14», — отметил Кирилл Эпштейн.
По его словам, также компания прорабатывает возможность поставок по контрактам жизненного цикла локомотивов 2ТЭ35А. В перспективе этот подход будет применен при поставке всех видов техники, в том числе путевой.