Стартапы с железной дороги: как работает Акселератор РЖД, VC.ru

СМИ о нас
14 Дек 2020
Источник

В октябре Акселератор РЖД при поддержке корпоративного акселератора GenerationS отобрал 20 стартапов для дальнейшего участия в акселерационной программе, основная задача которой — найти перспективные проекты, способные повысить эффективность железнодорожного транспорта и обеспечить комфорт и безопасность пассажиров.

Акселерационная программа завершится в декабре Демо днем, на котором проекты презентуют руководству компании и официальным партнерам акселератора свои решения с планируемыми эффектами от их внедрения. Жюри, в состав которого войдут руководители РЖД, определит проекты-победители, с которыми будут подписаны Дорожные карты проведения дальнейших испытаний. По результатам пилотных испытаний будет принято решение о масштабировании решения на сети железных дорог и организации долгосрочного сотрудничества с компанией.

Организатор акселератора: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). В числе партнеров: «Первая грузовая компания», ТрансМашХолдинг, ТрансКонтейнер, «Синара — Транспортные машины», Газпромтранс и др.

На «экваторе» программы мы спросили у участников, какие разработки могут быть полезны РЖД, что интересного произошло за время акселерации и удалось ли компании найти общий язык со стартапами.

Роман Кошелев
Роман Кошелев, руководитель корпоративного акселератора ОАО «РЖД»

Акселератор РЖД, созданный на базе головного отраслевого научно-исследовательского института — АО «ВНИИЖТ» — один из основных элементов инновационной экосистемы ОАО «РЖД». Акселератор начал свою работу в 2019 году и успешно провел первую корпоративную акселерационную программу.

Акселерационная программа текущего года, проведенная совместно с GenerationS, вызвала большой интерес и отклик со стороны стартапов. Собрано свыше 600 заявок на участие в программе от технологических команд не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Технологический фокус программы 2020 года — Подвижной состав.

Очный отбор стартап-проектов состоялся в октябре, где 50 перспективных проектов представили свои предложения перед жюри, в которое вошли руководители и эксперты департаментов и функциональных филиалов РЖД, непосредственно связанных с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава. Жюри отобрало 20 проектов-финалистов Программы.

Основной акцент в рамках проведения акселератора в 2020 году был сделан на работу с функциональными заказчиками и подтверждение положительных эффектов от потенциального внедрения решений.

На первых встречах заказчики поставили проектам дополнительные задачи, подключили к работе свои проектно-конструкторские бюро и компании, разрабатывающие продукцию для РЖД, с которыми стартапам предстоит рассмотреть вопрос интеграции. Основные направления работы проектов: мониторинг подвижного состава, прогнозирование возможных неисправностей в работе оборудования, продление срока эксплуатации быстро изнашиваемых узлов, организация работы обслуживающего персонала с помощью дополненной реальности, мониторинг состояния сотрудников, гибридные системы рекуперации энергии, очистка сточных вод. По итогам мы ожидаем получить не только теоретические расчеты и предположения, но и наглядный результат от внедрения предлагаемых проектов.

Проекты-победители программы получат поддержку Акселератора РЖД на дальнейшем этапе — команда Акселератора организует полное сопровождение стартап-проектов после Демо дня. Проекты совместно с функциональным заказчиком проведут пилотные испытания и, при подтверждении заявленных результатов, решение будет масштабировано на сети железных дорог. АО «ВНИИЖТ», в свою очередь, будет создавать условия для проведения необходимых испытаний и предоставит ресурс организационного взаимодействия с материнской компанией, являясь дочерним обществом ОАО «РЖД».

Леонид Кузнецов
 Леонид Кузнецов, заместитель директора Центра по перспективным разработкам АО «СТМ»

Холдинг «Синара-Транспортные Машины» как крупнейший производитель современного подвижного состава является партнером акселератора РЖД и принимает участие по отбору стартап-проектов. Выбор технологий идет по принципу воронки: на первом этапе определили 12 заявок, на следующем этапе уже ограничили круг 8 стартапами. Для нас самый важный фактор — это относительный уровень готовности технологии и возможность ее реального применения в новых и модернизируемых продуктах холдинга СТМ. Мы планируем применить разработки стартапов в серийных машинах, выпускаемых по заказу РЖД, и в наших перспективных продуктах, которые включают подвижной состав для высокоскоростного движения, инновационные магистральные локомотивы и путевую технику для строительства, ремонта и содержания железнодорожных путей на всей территории нашей страны.

В данный момент мы имеем запрос на технологии сканирования и ремонта пути, которые планируем использовать в новых образцах путевой техники. По этому направлению ведем работу с несколькими стартапами, один из этапов состоит в тестировании технологии на реальном участке ремонтируемого пути.

текст в сокращении


Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости