Челябинский троллейбус

СМИ о нас
01 Фев 2024

От автобусной и трамвайной концессий в Челябинске отказались. Но остался требовавший серьёзной модернизации троллейбус. По данным Миндортранса Челябинской области, в 2021 году в Челябинске действовали 14 постоянных троллейбусных маршрутов и летние спецрейсы № 21 до ТЭЦ-3 (работали с 1 мая по 15 октября), на линию выходили 140 машин. Рассказывает Александр Егоров:

— Троллейбус тоже требовалось обновлять целиком — фактически весь подвижной состав изношен, инфраструктура также в неудовлетворительном состоянии, при этом город за 20 лет разросся и многие многоэтажные районы оказались на отдалении от троллейбусной сети и остановок. Посчитали по троллейбусу, получилась стоимость всей концессии 11,5 млрд руб., из них треть — около 4 млрд руб. — троллейбусы, и 6,8 млрд руб. — всё остальное: проектирование плюс СМР. На расчётный срок 15 лет это выражалось в адекватных выплатах из бюджета каждый год. В конце 2021 года заключили концессионное соглашение с ООО «Синара — Городские транспортные решения Челябинск» с учётом уровня инфляции 4% в год. Сейчас уже другая инфляция и другие деньги, всё выросло. В составе проекта — модернизация 72,3 км контактной сети, строительство с нуля нового депо №1 на Артиллерийской улице на 40 троллейбусов, и полная модернизация существующего депо №2 на Свердловском тракте на 150 троллейбусов. Из 30 подстанций часть новые, часть модернизируемые, часть — лишь замена ячеек РУ-600. Более подробно о прошлом, настоящем и будущем Челябинского троллейбуса и особенностях троллейбусной концессии TR.ru — Транспорт в России уже рассказывал в отдельной статье.

Модернизация троллейбусной инфраструктуры

Начиная с 2022 года, в Челябинске на несколько дней или недель для замены контактной сети и опор стали поэтапно закрываться участки троллейбусных линий.

Уже полностью обновлена контактная и кабельная сеть по трассе маршрута № 19, и он с сентября обслуживается новыми троллейбусами. Для продолжения обслуживания старых троллейбусов во время реконструкции депо концессионер создал временный центр на конечной станции. Работы продолжаются дольше, чем планировалось, но их завершение — не за горами. Меньше чем через год Челябинский троллейбус заработает на полную мощность с новой инфраструктурой и новым подвижным составом. 

Рассказывает Александр Егоров:

— У нас план закончить обновление троллейбусной инфраструктуры осенью 2024 года. Сроки сместились примерно на год. Вообще это единственная троллейбусная концессия в России, никто пока не смог повторить подобное. Многие города пошли по ошибочному, на мой взгляд, пути — развитию электробусов взамен действующей троллейбусной системы. Уникальность нашего проекта — в создании нового завода на территории Челябинской области. Никто другой из концессионеров, если не брать Нижний Новгород с трамваями на базе БКМ, такое не делал. Мы не просто купили новые троллейбусы, а благодаря однозначной позиции Губернатора и участию концессионера обеспечили дополнительные эффекты от налоговых поступлений с будущего производства троллейбусов в бюджет Челябинской области.

Задержка по инфраструктуре связана с длительным проектированием и необходимостью пересмотра иностранного оборудования, которое стало недоступным из-за санкций. Мы разбили всю стройку на девять этапов. Вся переделанная документация успешно прошла госэкспертизу. Уже ведётся активно строительство депо — как нового, так и реконструкция существующего депо № 2.

На 95% завершена модернизация половины контактной сети — 35 км для маршрутов №№ 19 и 12. Уже приступили к работам на второй части — 35-40 км для оставшихся маршрутов. Всего 72,5 км линий было изначально, но, скорее всего, будет под 84: включили кольца, некоторые неучтённые участки, уточнили длины по результатам проектирования.

Маршрут № 19 по проспекту Ленина запустили с 1 сентября. Следующий маршрут — № 12, его запуск ожидается в первом квартале 2024 года, но будет привязан к завершению создания депо хотя бы в частичном варианте, чтобы троллейбусы смогли там обслуживаться.

По подстанциям и фидерам тоже документация согласована, все материалы получены. Начались работы. Придётся кустами сеть отключать для подключения обновлённых подстанций. Стараемся минимально перекрывать движение.

Три участка продлений маршрутов будут без проводов, на автономном ходу: через путепровод Челябинск-Главный, где трамвай будет продлеваться, там же продлим в Ленинский район и троллейбус, чтобы не оставлять тупиковым троллейбусный маршрут № 17 на вокзале; улицы Комарова и Мамина до конечной; ЖК «Ньютон» по улице 250-летия Челябинска.

Ещё один участок автономного хода на ЧМК в Металлургическом районе, сверху от парка Тищенко, убрался — мы пересмотрели маршрутную сеть, и тот маршрут решили не запускать — там уже поехал автобус № 15 по «БКД». Всё остальное — по плану. Для перехода троллейбусов с автономного хода на контактную сеть будут монтироваться специальные «ловушки» как минимум в шести точках. Часть из них уже установлена.

Также будут три участка новой контактной сети общей протяжённостью 4,5 км: на юго-западе по улице Кузнецова на АМЗ до конечной «Красный мост»; на северо-западе по улице Салавата Юлаева до Шершнёвской — продление от конечной «Молдавская»; подъезд к Депо №1 по Артиллерийской улице от проспекта Ленина.

текст в сокращении

Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости