Долгосрочные договоры на подвижной состав с РЖД: осталось решение от властей
Представители отрасли единогласно отметили готовность к переходу на долгосрочные закупки локомотивов и путевой техники в ходе открытого рабочего совещания, проходившего 25 июля в Совете Федерации. Такой переход должны обеспечить утверждение долгосрочной инвестпрограммы РЖД на уровне Правительства России и разрешение на соответствующую контрактацию в совете директоров национального перевозчика, возглавляемом вице-премьером России Виталием Савельевым. Мероприятие проводил зампредседателя комитета СовФеда по экономической политике Константин Долгов.
Проработка системного внедрения долгосрочных контрактов на поставки и обслуживание рельсовой техники идет с 2023 года. Создание такого механизма направлено на то, чтобы обеспечить развитие производственных мощностей, расширить переход на российскую компонентную базу и внести плановый подход в работе с поставщиками компонентов, в том числе в части закрепления долгосрочных ценовых параметров. В качестве положительного опыта на совещании приводились долгосрочный контракт-2019 между «Федеральной пассажирской компаний» (ФПК, входит в РЖД) и Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, в составе ТМХ) на поставку до 3,7 тыс. пассажирских вагонов локомотивной тяги, а также сделка 2011 года по поставкам 1,2 тыс. вагонов электропоездов платформы «Ласточка», которая была заключена между РЖД, Группой Синара и Siemens в 2011 года и реализовывалась более 10 лет.
На данный момент инвестпрограмма РЖД, включающая закупки подвижного состава, утверждается на три года. Это решение принимается в ноябре-декабре. Так, в ходе совещания Александр Морозов, первый замгендиректора «Трансмашхолдинга» (ТМХ), и Антон Зубихин, замгендиректора Группы Синара, указали, что на данный момент не имеют заказов от РЖД на 2025 год.
Согласно презентации замгендиректора РЖД – начальника дирекции тяги Дмитрия Пегова, национальный перевозчик уже отправил в Правительство России согласованную с производителями позицию о заключении контрактов на поставку локомотивов, в которых будет зафиксирован объем закупки на период от 6 лет. Также предложения по рассмотрению таких договоров были направлены в адрес Виталия Савельева. В свою очередь актуальность долгосрочных договоров на путевую технику обусловлена одобренной государством программой поэтапного вывода путевого комплекса на нормативный уровень до 2035 года.
В ходе совещания представители РЖД отметили большую потребность в новом подвижном составе. Так, Дмитрий Пегов в презентации указал, что в ближайшие 6 лет, в 2025-2030 годах, потребность перевозчика в новых локомотивах составит 5,2 тыс. машин, также почти 4,2 тыс. локомотивов будут нужны в последующий период 2031-2035 годов. При этом, по оценкам РЖД, текущих мощностей не хватает для выпуска 1531 локомотива, то есть в среднем по 139 локомотивов в год.
Дефицит особенно отмечается по грузовым электровозам переменного тока – их основным производителем в России является Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ, входит в ТМХ). В апреле в интервью для корпоративного журнала гендиректор ТМХ Кирилл Липа анонсировал, что на НЭВЗе предполагается существенное расширение мощностей – с 550 до 750 секций в год.
Затем замгендиректора РЖД – начальник центральной дирекции инфраструктуры Евгений Шевцов сообщил, что до 2030 года для нужд инфраструктуры потребуется 961 путевая машина и более 3,1 тыс. специализированных вагонов. В то же время на данный момент действуют контракты только на 119 путевых машин и 394 вагона.
Как на совещании указал замдиректора департамента госполитики в области транспорта Минтранса России Константин Григорьев, пятилетняя инвестпрограмма РЖД находится в разработке и в ноябре ее планируется направить на утверждение в Правительство России. В департаменте инвестиций РЖД подтвердили «Гудку», что готовятся финплан и инвестпрограмма до 2030 года.
Как указал Дмитрий Пегов, заключение таких долгосрочных контрактов будет непростой задачей, так как в них придется предусмотреть возможность замены линейки подвижного состава на перспективные модели, динамику стоимости техники, точные сроки поставок, требования по переходу на российские компоненты. «Все преодолимо, и при соответствующей поддержке друг друга мы с этой задачей справимся», — отметил он. В свою очередь другие участники совещания также говорили, что потребуются механизмы поддержки, которые нивелируют те ограничения в инвестициях, которые накладывает высокая ключевая ставка Банка России.