Качество в приоритете: как обслуживают локомотивы в «Синара – Транспортные Машины»

СМИ о нас
10 окт 2024
Источник

«Синара – Транспортные Машины» (СТМ) на протяжении более десяти лет осуществляет ремонт и сервисное обслуживание железнодорожной техники в России как для национального перевозчика РЖД, так и для частных компаний. В настоящий момент на обслуживании у холдинга находятся свыше 4,5 тысяч локомотивов (почти 8 тыс. секций), а компании в его периметре выполняют полный комплекс услуг, включающий ремонты различной степени сложности, поставки запасных частей и комплектующих. В интересах заказчиков СТМ продолжает работу по развитию сервисных компетенций, выделяя значительные инвестиции и проводя активную кадровую политику.

Масштаб и ответственность

Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в обеспечении транспортных потребностей России. По эксплуатационной длине сети РЖД занимают третье место в мире, а доля железных дорог в структуре грузооборота без учета трубопроводного транспорта в 2023 году составила 84,3%.

Такие объемы требуют не менее существенного парка тяги. Так, на конец 2023 года эксплуатируемый парк в РЖД составил 13,6 тыс. локомотивов, хотя в целом с учетом резервов перевозчик владеет около 20 тыс. единиц тягового подвижного состава. Однако значительную роль играет и промышленность, где локомотивы эксплуатируются на путях необщего пользования. По оценкам аналитиков ROLLINGSTOCK, в этом сегменте парк составляет около 7 тыс. локомотивов.

Современные локомотивы являются высокотехнологичной техникой. Поддержание их высокой готовности к эксплуатации и ремонту – это сложнейшая задача с учетом описанных масштабов. Она требует от сервисной компании безупречности в организационных и производственных процессах, высокого уровня знаний и компетенций, искренней заинтересованности в эффективной работе парка заказчика, творческого подхода в нестандартных ситуациях.

Конечно, система сервисного обслуживания и ремонта локомотивов вырабатывалась десятилетиями и регламентирована в действующей конструкторской документации. Она разделена на несколько уровней в зависимости от объема проводимых с локомотивом работ.

СТМ сегодня осуществляет все эти виды работ. На сервисном направлении в холдинге суммарно работают более 14 тыс. человек, сервисные центры расположены в 80 регионах России. Весь локомотиворемонтный комплекс в СТМ разделен на несколько активов – компании «СТМ-Сервис» и «СинараПРО», отдельно выделен Новосибирский электровозоремонтный завод (НЭРЗ), а также завод «Уральские локомотивы» осуществляет обслуживание выпускаемых им локомотивов по гарантии и контрактам жизненного цикла.

«СТМ-Сервис» – главная опора в обслуживании тяги

Данная структура создана в периметре СТМ в апреле 2011 года. Чуть позднее, в октябре, был подписан первый договор с РЖД на обслуживание 137 локомотивов серии 2ЭС6 «Синара». «СТМ-Сервис» сегодня осуществляет полный комплекс услуг для локомотивного парка РЖД, от техобслуживания до средних ремонтов. Компания представлена пятью региональными управлениями, в состав которых входят 27 сервисных локомотивных депо, расположенных на территории шести железных дорог РЖД.

«СТМ-Сервис» обслуживает парк РЖД в соответствии с потребностями перевозчика. Сегодня компания работает с 24 сериями локомотивов. Так, в сервисных депо проходят обслуживание советские электровозы ВЛ10, ВЛ11 и ВЛ80 всех модификаций, современные грузовые электровозы платформы ЭС5К, пассажирские электровозы ЭП1 и ЭП2К, тепловозы разных поколений, машины собственной разработки СТМ – электровозы платформ ЭС6 и ЭС10. Также значительную долю в обслуживаемом «СТМ-Сервиса» парке составляют маневровые тепловозы – на них приходится 14% от всех обслуживаемых локомотивов.

В последние годы предприятия «СТМ-Сервиса» расширяют объемы работ по более сложным текущим и средним ремонтам. В целом с момента начала деятельности «СТМ-Сервисом» отремонтировано более 620 секций в объеме СР и свыше 10 тыс. секций локомотивов в объеме ТР-3. В частности, в последние годы освоен ремонт ТР-3 по маневровым тепловозам ТЭМ18ДМ и магистральным 2ТЭ25КМ, реализуется проект по ремонту самых массовых локомотивных дизельных двигателей типа Д49.

Сегодня «СТМ-Сервис» уделяет большое внимание развитию технологий онлайн-мониторинга технического состояния локомотивов и предиктивного анализа состояния их узлов (прогнозирование поломок до их фактического появления). Уже созданы два центра мониторинга по локомотивам новых серий, они расположены в Екатеринбурге и Челябинске. Их сотрудники контролируют работу локомотивов, расшифровывают диагностические данные, а после их анализа выдают рекомендации сервисным депо о необходимости дополнительных работ при обслуживании подвижного состава. «Наличие системы предиктивного анализа уже позволяет нам достаточно точно определять предотказное состояние оборудования», – рассказывают в «СТМ-Сервисе».

НЭРЗ – сердце заводских ремонтов СТМ

История завода в Новосибирске начинается в 1944 году. Он был создан на базе паровозоремонтных мастерских на фоне активного развития промышленности и увеличения железнодорожных перевозок грузов. В состав СТМ предприятие вошло в 2017 году. Коллектив НЭРЗ в более 1,6 тыс. человек специализируется на заводском ремонте электровозов их узлов.

В 2021–2023 годах на НЭРЗ в среднем ремонтировалось по 280 секций электровозов в год, в структуре преобладают работы по локомотивам 2ЭС6 – самым массовым электровозам постоянного тока нового поколения на сети РЖД.

Завод работает над повышением пропускной способности своих мощностей. Так, на предприятии был реализован масштабный проект по повышению эффективности производства «НЭР3-30», позволивший увеличить объем выпуска с 23 до 30 секций в месяц. Сокращается и время, затрачиваемое на производственные операции. «На предприятии выстроена модель идеального производственного потока, – сообщили на НЭРЗ. – Это позволило повысить пропускную способность участка на 50%, снизить уровень незавершенного производства на 12% в месяц и увеличить производительность на 31%». В результате план на 2024 год предполагает рост производства почти на 10%, до 308 секций.

Один из самых амбициозных проектов НЭРЗ – освоение среднего ремонта современных электровозов серии 2ЭС10 «Гранит». Он реализуется при поддержке Фонда развития промышленности. Льготный заем в 300 млн руб. был направлен на обновление и модернизацию станочного парка колесного цеха, включившие монтаж 26 единиц современного производственного оборудования, стендов для обкатки колесно-моторного блока и вакуумной пропитки электрических машин. Первый 2ЭС10 прошел средний ремонт на НЭРЗ в этом году. В конце мая локомотив успешно прошел все проверки и вернулся к работе на сложных горных участках Транссибирской магистрали.

Промышленники выбирают «СинараПРО»

Компания в периметре СТМ обслуживает промышленных владельцев локомотивов, предоставляя гарантийное обслуживание маневровых тепловозов и дизельных двигателей, которые выпускает холдинг. Она была создана в ноябре 2022 года. На текущий момент это команда из тысячи специалистов, а сервисные центры и службы «СинараПРО» организованы в восьми административных округах России, а также в четырех странах ближнего и дальнего зарубежья.

Производственные мощности «СинараПРО» расположены на двух заводах «Ремпутьмаш»: Верещагинском и Оренбургском. На них осваиваются компетенции по текущему, среднему и капитальному ремонту широкой линейки тепловозов, применяемых в промышленности. Это как машины ТЭМ7, ТЭМ9 и ТЭМ14 производства Людиновского тепловозостроительного завода («СинараПРО» также является его единственным авторизированным дилером), так и другие распространенные серии, например тепловозы ТЭМ18ДМ.

Востребованность обслуживания этих моделей очень высока, в связи с чем спрос на услуги «СинараПРО» растет с каждым годом. В настоящий момент компания по долгосрочным договорам обслуживает более 80 секций локомотивов крупнейших промышленных предприятий, включая «Северсталь», НЛМК и «Газпромтранс». Ежегодно значительно растет количество отремонтированных «СинараПРО» секций. В интересах заказчиков организован специальный диспетчерско-аналитический центр: в нем консолидируется и анализируется информация о состоянии локомотивных парков, формируются рекомендации по повышению эффективности их работы для обсуждения с заказчиками.

Как и в других структурах холдинга, в «СинараПРО» приоритетное внимание уделяют качеству предоставляемых услуг. Так, на обеих производственных площадках была проведена сертификация системы менеджмента качества на соответствие самому актуальному стандарту ISO 22163:2023, аккредитацию прошли лаборатории неразрушающего контроля. Дополнительно «СинараПРО» развивает компетенции по ремонту электрических машин постоянного и переменного тока, ведет импортозамещение по оборудованию для эксплуатируемых электровозов 2ЭС7 и 2ЭС10, а также электропоездов «Ласточка» и «Сапсан».

«Уральские локомотивы»: у истоков цифровизации сервиса

Почти два десятилетия назад, в декабре 2006 года, из цехов завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме вышел первый электровоз постоянного тока собственной разработки 2ЭС6. В этом году серия уже превысила 1500 локомотивов, также за прошедшее время на предприятии были созданы другие модели электровозов. Очевидно, что наиболее эффективное обслуживание своей техники может обеспечить сам разработчик и изготовитель. С учетом этого сегодня расширяется практика контрактов жизненного цикла, когда поставщик подвижного состава оказывает услуги сервиса и ремонта на протяжении всего его срока службы.

С 2018 года «Уральские локомотивы» поставляют технику по контрактам жизненного цикла не только РЖД, но и частным компаниям. Так, сегодня предприятие обслуживает электровозы 2ЭС10, которые были поставлены горно-обогатительному комбинату «Апатит». Площади и оборудование для организации сервиса и ремонта предоставляет заказчик.

Важный элемент качественного сервиса – цифровая система диагностики и электронный бортовой журнал локомотива. Для успешного гарантийного и сервисного обслуживания электровозов на «Уральских локомотивах» была разработана информационно-аналитическая система «УЛ-Сервис». Программное обеспечение позволяет контролировать работу оборудования подвижного состава по более чем 700 параметрам.

На рабочие экраны прямо с борта локомотива выводятся диагностические сообщения о состоянии узлов, данные о местоположении и маршрутах составов на всей сети дорог, что позволяет моментально ориентироваться и при необходимости принимать оперативные меры. Посредством «УЛ-Сервис» также обеспечивается доступ к электронному бортовому журналу: в нем обслуживающий персонал в онлайн-режиме может изучить энергетические показатели и замечания по поездке, которые зафиксировали локомотивные бригады.

Важным этапом в развитии «УЛ-Сервис» стала функция дистанционного скачивания файлов бортовой диагностики локомотивов. Это позволяет оценивать техническое состояние машины еще до захода в депо, а следовательно – значительно повышать скорость и качество сервисного обслуживания. Реализованная в «УЛ-Сервис» функция цифрового двойника дает возможность всем сотрудникам региональных обслуживающих центров иметь оперативный доступ к актуальной конструкторской документации. Все эти возможности применяются и при длительном обслуживании в рамках контрактов жизненного цикла.

Развитие в интересах клиентов

Сервисное направление бизнеса является стратегическим для всех машиностроителей. С учетом такой важности СТМ проводит системную работу по совершенствованию соответствующих компетенций, уделяя значительное внимание кадровой политике и развитию мощностей. За последние три года инвестиции СТМ в направление превысили несколько миллиардов рублей.

Сегодня «СТМ-Сервис» совместно с РЖД разрабатывают программу развития сервисных локомотивных депо на горизонте до 2035 года. Она включает масштабные проекты обновления оборудования по почти всему периметру площадок компаний. В частности, «СТМ-Сервис» продолжит осваивать текущий ремонт локомотивов ТЭМ18ДМ и 2ТЭ25КМ в объеме ТР-3, а также средний ремонт электровозов 2(3)ЭС6 в сервисных депо. В этой работе также участвует НЭРЗ. «Это позволит полностью закрыть потребность в этом виде ремонта по данной серии электровозов», – отмечают в СТМ. Расширяется автоматизация технологических процессов, внедряется автоматическая расшифровка диагностических файлов локомотивов, повышается безопасность производства. Особое внимание уделяется и новым сериям: например, уже с РЖД согласована модель техобслуживания и ремонта перспективных магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ35А.

Будет расширяться и практика работы по контрактам жизненного цикла. Как рассказали на «Уральских локомотивах», в перспективе должен кратно вырасти парк, обслуживаемый заводом по таким контрактам, а основную долю в нем займут электровозы нового поколения платформы 2(3)ЭС8 «Малахит».

Определяющее значение для реализации этих планов имеют кадры. На сервисных и ремонтных предприятиях СТМ регулярно повышается заработная плата. Так, на НЭРЗ рост заработной платы за последние три года составил 133%.

С целью привлечения молодых специалистов в сервисное направление в СТМ действует целый комплекс мероприятий. В «СТМ-Сервисе» запущена программа для молодых специалистов: она включает мотивационные поощрения как нематериального, так и материального характера (единовременные и ежеквартальные пособия). «С момента реализации проекта трудоустроено более 350 молодых специалистов», – указывают в компании. Реализуются отдельные проекты по трудоустройству выпускников вузов и колледжей, а также по дополнительному профессиональному обучению: учебный центр имеет соответствующую лицензию, обучение осуществляется по 97 образовательным программам. В целом в «СТМ-Сервисе» делают особую ставку на развитую корпоративную культуру и молодежную политику. Она включает более 500 различных мероприятий в год и охватывает все 27 депо компании.

В приоритете находится и гибкое реагирование на потребности заказчиков. За годы работы холдинга уже выстроена система практически ежесуточного взаимодействия с клиентами на всех уровнях: с линейными предприятиями, эксплуатационными управлениями, центральным аппаратом. Налажен процесс сбора обратной связи и оперативного доведения ее до исполнителей. Как уже отмечалось, создана масштабная сеть диспетчерских и аналитических центров, совершенствуются системы менеджмента качества. Такой подход гарантирует самое важное – в качестве сервиса и технической готовности парка заказчики СТМ могут быть уверены.

Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости