Мнение. Экологический эффект от реформы трамвайной сети Ростова-на-Дону может составить около 1 млрд рублей

СМИ о нас
20 Окт 2022

Такие оценки озвучили эксперты в рамках межрегионального онлайн-марафона «Экология производства. Курс на устойчивое развитие», организованного 18 октября ИД «Коммерсантъ».

В фокусе дискуссии стояла проблема сокращения выбросов в атмосферу Ростова-на-Дону и Новочеркасска. В июле 2022 года Правительство РФ приняло решение об увеличения количества участников федерального проекта «Чистый воздух» в рамках нацпроекта «Экология». В обновленный список включили около 30 городов РФ. В том числе Ростов-на-Дону и Новочеркасск.

Как рассказала Ирина Щебет, начальник отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, одна из целей федеральный проект «Чистый воздух» — снижение в наиболее загрязненных городах не менее чем на 20% совокупного объема выбросов в атмосферу. Для того, чтобы в двух городах Ростовской области состоялся эксперимент по квотированию, необходимо до 15 июня 2024 года проводить сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха. «Эту часть работы будет осуществлять Росприроднадзор, — подчеркнула его представитель. — Объем работы очень большой. Эксперимент в Ростове и Новочеркасске стартует с 1 сентября 2023 года. И далее у нас будет время для проведения сводных расчетов. Они проводятся исходя из информации об объектах коммунальной, транспортной и социальной сфер, а также по объектам негативного воздействия на окружающую среду. Фактически сводные расчеты — это масштабированные расчеты рассеивания загрязняющих веществ, которые, как правило, проводятся на территории отдельных предприятий. В нашем случае, мы будем масштабировать этот опыт на каждый город».

Как рассказал генеральный директор ООО «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгений Васильев, компания вносит большой вклад в реализацию экологической повестки, пытаясь приучить людей к тому, что передвижение на городском электротранспорте может быть не только комфортным для пассажиров, но и полезным для всего общества. «В ряде городов России мы реализуем проекты по модернизации транспортных систем, в ходе которых происходит обновление дорожной инфраструктуры и подвижного состава, — сказал топ-менеджер. — Например, в рамках первого в стране пилотного проекта по комплексному обновлению трамвайного движения, который мы осуществляем в Таганроге (в Ростовской области), удалось за полтора года модернизировать инфраструктуру и полностью заменить подвижной состав. Благодаря этому более 120 автобусов уйдут с линий и перестанут загрязнять окружающую среду».

Гендиректор ООО «Синара – ГТР» добавил, что компания подала частную концессионную инициативу, направленную на реализацию в Ростове-на-Дону проекта по развитию трамвайного сообщения. После успешного прохождения конкурсных процедур и заключения концессионного соглашения, предприятие намерено построить в городе 104 км рельсового полотна. Проект также предполагает ремонт и существенное обновление подвижного состава. В частности, поставку более 60 ед. современных трехсекционных вагонов и модернизацию 30 односекционных. Частная концессионная инициатива «Синара – ГТР» одобрена Администрацией Ростова-на-Дону. Однако с момента размещения ЧКИ на федеральном портале «Торги.ру» до подписания соглашения должно пройти 45 дней.

Владимир Валдин, директор по решениям в сфере общественного транспорта компании SIMETRA, заметил, что для Таганрога и Ростова при разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры акцент делался именно на развитии трамвайного сообщения. «До недавнего момента оценка экологических составляющих таких проектов не входила в состав нормативных документов. Её необходимость была утверждена только в текущем году, — отметил эксперт. — Ростовский проект был первым, в которым мы, на основании своих расчетов транспортного эффекта проводили и расчет экологического следа. Речь об экономии от сокращения выбросов (поскольку акцент на активное пользование населением электротранспорта — трамваев). За весь период проекта — до 2047 года — такая экономия превысит 1 млрд руб., и это только та часть, которая утверждена методически и касается непосредственно «выхлопной трубы». Но исследования мировой и отечественной науки доказали, что это — далеко не всё и, возможно, даже не самая весомая часть экологического выигрыша от городского рельсового транспорта».

Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости