Новые трамвайные ветки в Краснодаре: плюсы, минусы и подводные камни строительства

СМИ о нас
20 Янв 2023
Источник

Есть ли альтернатива новым трамвайным веткам, за которые краснодарцам придется расплачиваться четверть века?

«Трамвай - не ешак, его за трешку не купишь. Тут материальную базу подводить надо» – такой цитатой из «12 стульев» «неофициальный» спикер холдинга «Синара – ГТР Краснодар» Антон Смертин шуточно проанонсировал  очередную публикацию о новых ветках в тематическом ТГ-канале.  Ранее власти не раз заявляли, что трамвайная концессия поможет справиться с перманентным транспортным кризисом в Краснодаре. Однако общественники крайцентра считают, что тут «не все так однозначно». Подробнее об этом в материале «ЯСНО».

Новые трамвайные ветки в Краснодаре: амбициозный план

23 января в Краснодаре стартуют общественные обсуждения по строительству трамвайной ветки от Западного депо вдоль ул. Круговой и далее по ул. Красных Партизан до ул. Западный Обход.

Недавно на сайте мэрии Краснодара был обнародован проект планировки для строительства трамвайной линии к Немецкой деревне.  В его рамках также планируется возведение автомобильной дороги и инженерных сетей.

Общественные обсуждения документации по планировки территории будут проходить в течение всей следующей недели в виде приема замечаний и предложений.

Старт укладки рельсов и шпал данного этапа строительства западной трамвайной линии запланирована на 1 полугодие 2024-го. Проект планируется реализовать до конца 2024 года в рамках концессионного соглашения с ООО «Синара - ГТР Краснодар» (дочка федерального холдинга Группа «Синара»), которое власти Кубани и Краснодара подписали с ней в сентябре 2022-го.

– Чтобы решить вопрос (с транспортной доступностью – прим. «ЯСНО»), мы пускаем трамвай с Западного депо до Немецкой деревни, а оттуда - к «Городу спорта» и далее - к улице Петра Метальникова, – заявил на недавней прямой линии  с губернаторам мэр Краснодара Евгений Наумов.

В рамках концессионного соглашения планируется построить:

- дополнительный трамвайный путь на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь протяжённостью 0,2 км и трамвайную линию от ул. им. Толбухина (Западное трамвайное депо) до ЖК «Немецкая деревня» протяжённостью 14,6 км — до 31.12.2024;

- трамвайный путь от ЖК «Немецкая деревня» до спортивного комплекса «Баскет Холл» протяжённостью 11,2 км — до 31.12.2025;

- трамвайный путь от спортивного комплекса «Баскет Холл» до ул. Московской протяженностью 9,6 км — до 31.12.2026.

- Также за три года будут закуплены 100 новых трамваев. Первые 40 вагонов поступят в город уже в 2023 году.

Власти реализуют проект при поддержке Правительства России и ВЭБ.РФ. Объем инвестиций составит 28,4 млрд рублей.

Работы будут синхронизированы с расширением дорожного полотна Ближнего Западного обхода, что поможет уменьшить пробки и в целом улучшить обстановку на дорогах, отмечают в администрации края.

 – Реализация проекта позволит к 2027 году увеличить пассажиропоток с 43 до 82 миллионов пассажиров в год. Жители смогут экономить до 30 минут времени в пути за счет появления новых маршрутов и более высокой скорости движения трамвая в сравнении с автомобильным транспортом, – подчеркнул губернатор Вениамин Кондратьев. 

Кроме того, решено продолжить строительство трамвайных путей в восточной части города. Предложение о заключении концессионного соглашения по созданию трамвайной линии и депо в восточной части города разместили на сайте torgi.gov.ru в минувшем декабре. Инициатором нового концессионного соглашения вновь стала «дочка» «Синары».

В микрорайонах Гидростроителей и Восточно-Кругликовский планируется продлить пять существующих и построить два новых маршрута. А число трамваев в этом направлении увеличить вдвое. Как отметил первый вице-губернатор Игорь Галась, строительство новых веток и депо позволит увеличить объем перевозок в восточной части Краснодара на 15 млн пассажиров в год.

Проект предусматривает строительство около 35 км путей, одного депо на 150 вагонов. Новые ветки проведут от улицы Трамвайной до Снесарева, от Героев-Разведчиков до Багряной и Восточного Обхода, а также от Декабристов до Домбайской.

В целом в планах властей проложить более 70 км новых трамвайных линий в два этапа. Непосредственно укладку рельсов и шпал на Западной трамвайной линии должны начать в первой половине 2024 года.

Новые трамвайные ветки в Краснодаре: стратегическое решение

Как отмечают краевые власти, строительство новых трамвайных линий позволит решить целый комплекс проблем, связанных с развитием окраинных микрорайонов крайцентра.

 — Быстрый экологичный транспорт свяжет новые развивающиеся районы города с плотной многоэтажной жилой застройкой, – сказал губернатор Вениамин Кондратьев. 

По его словам, это даст дополнительный стимул для развития окраин Краснодара и уникального спортивного комплекса «Город спорта» на западе города.
С этим мнением согласен и экономист, профессор КубГТУ, председатель общественного совета краевого Департамента инвестиций и поддержки малых и средних предпринимателей Александр Полиди.

— Реализация проекта может решить вопрос с транспортной доступностью новых районов, которые с остальным городом свяжет вид транспорта с самой высокой провозной способностью. Горожане смогут быстрее и комфортнее добираться до новых микрорайонов, — отмечает эксперт.

Концессионное соглашение заключено на 25 лет, при этом строительные работы и закупки новых трамваев завершат до конца 2026 года. Собственником построенных трамвайных путей и приобретенных вагонов будет администрация Краснодара. Корреспондент «ЯСНО» не нашел в открытом доступе условия договора. Однако автор публикации предполагает, что компания намерена возвращать свою прибыль, сохраняя контроль над выручкой от перевозок. При этом вопрос о стоимости проезда в таком случае остается открытым.

Новые трамвайные ветки в Краснодаре: подводные камни

Александр Полиди подчеркивает, что Краснодару придется столкнуться с высокой инвестиционной емкостью проекта.

— Большую часть затрат на создание объекта – 80% – предполагается привлечь за счет займа СОПФ ДОМ.РФ по льготной ставке с использованием инфраструктурных облигаций. Краснодарским краем предусмотрен капитальный грант в размере 10% от общего объема инвестиций, — уточняют в администрации региона.

Еще одна проблема, с которой обязательно столкнутся власти – необходимость решить огромное количество юридических вопросов, связанных с оформлением земельных участков для строительства новых линий, добавляет Александр Полиди.

— Вы видели, что проблемы начались еще до прихода «Синары». При обсуждении новой ветки к парку Галицкого в Восточно-Кругликовском микрорайоне жители несколько десятков домовладений стали протестовать против изъятия своих земельных участков под стройку. Это земля необходима, чтобы ветка прошла прямо и наиболее эффективно. Но попытка ее изъятия столкнулась с невообразимым противодействием собственников. Хотя их тоже можно понять. Они защищают свои интересы. Однако с точки зрения развития города – это тупиковая ситуация, которая имеет риск повториться в дальнейшем.

В апреле 2022 года в мэрии Краснодара сообщили, что утвердили вариант строительства по проезду Новосельскому. Таким образом было решено отказаться от альтернативного маршрута по ул. Жлобы, который позволял отказаться от изъятия домов, но существенно усложнял реализацию проекта, длину маршрута и скорость движения трамвая и курсирующего здесь автотранспорта.

Поддерживающая решение с проездом Новосельским координатор движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук опасается, что власти могут от него отказаться, что при реализации проекта может привести к серьезному снижению скорости движения трамваев.

По мнению Александра Полиди, необходимо выработать алгоритм, чтобы уравновесить необходимость развития транспортных систем города с интересами тех горожан, у которых изымается земля под строительство.

Впрочем, сложности могут возникнуть и внутри самой концессии.

— По опыту других городов мы знаем, что муниципальные администрации могут не уложиться в обговорённый срок при выполнении сопутствующих работ или изъятии частных земель. В таких случаях муниципалитеты вынуждены платить штрафные санкции концессионеру. Памятуя о том, сколько раз у нас переносилось выполнение работ при продлении линии по ул. Московской, я опасаюсь, как бы эта ситуация не повторилась вновь, но уже с обременением городского бюджета - оплатой штрафов, – сетует Марина Репещук.

Общественница также задается вопросом, насколько оптимально выбрано расположение новых веток. Например, у нее вызывают вопросы схемы прокладки маршрутов к Немецкой Деревне, а также в микрорайоне Гидростроителей. В последнем случае Марина Репещук предлагает скорректировать предложенную схему и провести трамвай на юг, охватив тем самым плотно застроенные территории.

— Здесь важно проработать экономический механизм. Поездки по новым маршрутам должны быть экономически целесообразны для пассажиров, — считает Александр Полиди.

Новые трамвайные ветки в Краснодаре: альтернативы «безальтернативному» транспорту

Экономист Александр Полиди напоминает, что построенная в прошлом году ветка до Музыкального микрорайона — первый подобный объект в городе, реализованный за два десятилетия. При этом существующая трамвайная система была рассчитана на город с населением в 800 тыс. человек, в то время как сегодня в Краснодаре фактически проживает более 1,6 миллионов горожан.

— Сейчас Краснодар из небольшого города превратился в агломерацию. Поэтому планирующееся строительство новых веток должно быть встроено в более масштабную систему развития всего общественного транспорта. У нас все трамвайные маршруты идут через центр города, который обладает ограниченной пропускной способностью. А значительная часть остального транспорта довольно архаична. И новые трамваи с новыми вагонами не смогут ее сбалансировать, — сетует Александр Полиди.

Он подчеркивает, что транспортная проблема в городе должна решаться комплексно. Горожанам должно быть удобно и комфортно пользоваться всей системой общественного транспорта, а не только трамваев).

— Строительство новых трамвайных путей – это хорошая перспектива для города. Предложенные «Синарой» решения позволят существенно поднять провозную емкость. Но это не дает новое качество транспортной системе Краснодара, кардинально решающее проблему, – рассказывает эксперт.

Он подчёркивает, что проблема упирается в узкую и архаичную дорожно-уличную сеть, контуры которой формировались в 19 и 20 веках вокруг старого центра города, остающегося главным местом притяжения для транспортных потоков.

— Никакой мегаполис не может решить проблему транспортной доступности без перекройки дорожно-уличной сети или создания внеуличного транспорта. Дополнением к новым трамвайным веткам могут стать обсуждавшиеся ранее проекты городской электрички (как в Германии) и канатного метро, или монорельс (как в Японии), или «метробус» (как в Стамбуле), – делится Александр Полиди.

Схожую позицию озвучивает и Марина Репещук:

— Специалисты «Транспортной Инициативы» считают, что конкретно в случае западной части Краснодара было бы более выгодно, быстро и эффективно создать выделенную, полностью закрытую от легковушек полосу на улице Красных Партизан и далее по Западному Обходу. И по этому участку пустить «скоростной автобус» («метробус»). Так, как это, например, используется в Белгороде, где городской транспорт славится скоростью пассажирских перевозок. Реализовать эту систему гораздо быстрее и дешевле, она может захватить больше территории. А скорость у метробуса на закрытых участках дороги сопоставима со скоростью трамвая, — подчеркивает общественница.

Новые трамвайные ветки в Краснодаре: есть время нажать на тормоза

Марина Репещук напоминает, что осенью прошлого года федеральные власти обсуждали возможность создания программы на 500 млрд рублей для модернизации городского наземного электрического транспорта в регионах. Предполагалось, что деньги на покупку новых трамваев и троллейбусов для регионов должны направляться из федерального бюджета как минимум до 2030 года и быть безвозвратными. Как сообщал РБК, инициативу, выдвинутую в Госдуме, поддержал Минтранс РФ. Однако решение так и не было принято на правительственном уровне.

Общественница не исключает, что к данной инициативе федеральные власти могут вернуться в скором будущем. Если она будет реализована, то Краснодар после заключения концессии окажется в невыгодной ситуации. Поскольку ему придется расплачиваться за то, что остальным городам достанется бесплатно.

 — Нашему городу могут отказать в финансировании, сославшись на заключенные концессии. Поэтому, к вопросу концессионных договоров нужно подходить разумно, чтобы дать возможность городу участвовать в федеральных программах по обновлению транспорта. Здесь должно быть взвешенное решение: если уж заключать договора о концессионных соглашениях, то на те строительные работы, которые начнутся в ближайшее время. Спешить и заключать сразу кучу соглашений точно не стоит, — уверена Марина Репещук. 

 Справка «ЯСНО»

Существующая трамвайная сеть краевой столицы включает в себя 16 трамвайных маршрутов общей протяженностью 380 км. Трамвайные перевозки составляют более 50% общего объема пассажирских перевозок. За последние три года при поддержке региона удалось приобрести 103 современных трамвая: на треть парк вагонов. 


Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости