РЖД потратит на закупку поездов «Ласточка» почти 70 млрд рублей за три года

СМИ о нас
22 Сен 2022
Источник

Эта модель должна стать основным электропоездом для регионов страны

"Российские железные дороги" (РЖД) в 2023-2025 гг. закупят у группы "Синара" пассажирские электропоезда "Ласточка" на 67,5 млрд руб. Об этом говорится в сентябрьских материалах к проекту инвестпрограммы РЖД на 2023-2025 гг., с которыми ознакомились "Ведомости".

"Холдинг СТМ" ("Синара - транспортные машины") действительно ведет переговоры с РЖД о поставках "Ласточек" в 2023-2025 гг.

В частности, в 2023 г. планируется к поставке 23 электропоезда пятивагонной комплектации", - сказал "Ведомостям" представитель СТМ. РЖД в 2021 г. купила 145 вагонов электропоездов "Ласточка", в 2022 г. планируется приобрести 28 составов, или 140 вагонов, из них завод-изготовитель уже поставил 18 составов, пояснил представитель госмонополии.

Предыдущая версия инвестпрограммы РЖД предполагала покупку "Ласточек" только в 2023 г. и менее чем на 1 млрд руб. Но в следующие два года РЖД собиралась потратить чуть более 20 млрд руб. на скоростные поезда. Теперь от этих планов отказались, следует из документа. По словам источника "Ведомостей", знакомого с планами по инвестициям РЖД, монополия отказалась от закупки поездов для высокоскоростной магистрали в текущей геополитической и экономической ситуации.

Общая инвестпрограмма РЖД на следующие три года может достигнуть рекордных 4,4 трлн руб., из которых 1,23 трлн руб. планируется вложить в 2023 г., 1,5 трлн руб. - в 2024 г. и 1,66 трлн руб. - в 2025 г., следует из документа.

Для сравнения: в 2022 г. она должна составить 838 млрд руб., из которых на скоростные поезда потратят 19,5 млрд руб., а на "Ласточек" - 18,5 млрд руб. По июльским данным РЖД, в 2022 г. в рамках программы обновления подвижного состава планируется приобрести 868 пассажирских вагонов, в том числе 325 для перевозок в дальнем следовании, 403 пригородных и 140 вагонов для "Ласточек".

Сейчас география эксплуатации "Ласточек" - это около 30 регионов России, а также международный маршрут Москва - Минск.

Электропоезда "Ласточка" производятся на заводе "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме с 2014 г., поставки РЖД начались с 2015 г. Завод серийно выпускает "Ласточки" постоянного тока для внутригородского и пригородного сообщения на маршрутах до 200 км. На сети РЖД сейчас курсирует около 1200-1300 вагонов "Ласточек" 28 различных модификаций. Локализация производства этих электропоездов составляет около 87%.

Помимо "Ласточек" РЖД закупала у Тверского машиностроительного завода поезда "Орлан" и "Иволга", у Talgo Intercity - поезда "Стриж", у немецкой Siemens - поезда "Сапсан".

Последние два производителя ушли из России после начала СВО. Siemens еще в марте уведомила РЖД о приостановке поставок 13 новых составов "Сапсанов" на 1,1 млрд евро, которые заказали еще в 2019 г. Контракт на техобслуживание эксплуатируемых "Сапсанов" пока в силе. О полном уходе немецкого концерна из России и его выходе из СП с "Синарой" "Ведомости" писали 12 мая.

По оценкам директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, стоимость "Иволги" (ЭГ2Тв) составляет около 78 млн руб. за вагон, пригородных ЭП2Д и ЭП3Д - 55-60 млн руб., "Сапсана" - около 156 млн руб. за вагон. Стоимость "Ласточек" в пересчете на один вагон в зависимости от исполнения (семь или 10 вагонов) может составлять от 120 млн руб., считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Таким образом, на запланированные в инвестпрограмме средства может быть закуплено до 500 вагонов "Ласточек".

Бурмистров наиболее перспективным вариантом исполнения для РЖД называет модификацию "Ласточки" с отечественным асинхронным тяговым электродвигателем АТД1000, который разработан компанией "Тяговые компоненты" и производится на заводе "Русские электрические двигатели". Первым вариантом с этим двигателем должны стать пяти- и четырехвагонная модификации, которые называются "Ласточка восток" или "Восток" и фактически представляют собой новое семейство.

Гришунин не исключает возможности кооперации "Синары" с заводами, производящими другие электропоезда. Нового парка "Ласточек" будет достаточно для удовлетворения спроса на пассажирские перевозки, считает эксперт. "Регионы сейчас формируют масштабный спрос для замены морально и физически изношенных электричек, которые не соответствуют ожиданиям пассажиров с точки зрения комфорта и сервиса", - говорит Бурмистров.

В 2022 г. новые "Ласточки" поступили в Башкирию, Пермский край, Свердловскую, Калининградскую, Ленинградскую и Московскую области, а также в Москву и Санкт-Петербург, пояснил представитель РЖД.

В 2022 г. РЖД планирует перевезти около 1,1 млрд человек, говорил в конце мая начальник департамента пассажирских перевозок холдинга Николай Костенко. Это примерно на 4,4% выше прошлогодних показателей, но на 8,3% ниже, чем в доковидном 2019 году.

В августе 2022 г. РЖД перевезла 106 млн пассажиров, что на 10,4% превышает уровень прошлого августа. Пригородные перевозки в августе выросли год к году на 9,4% до 92,4 млн пассажиров (-2,3% в сравнении с июлем). Всего за восемь месяцев 2022 г. отправлено 745,8 млн пассажиров (+7,1% год к году): в дальнем следовании - 74 млн (+14,6%), в пригородном сообщении - 671,8 млн (+6,4%).
Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости