Трамваи спасут города. Как видят будущее общественного транспорта в «Синаре»

СМИ о нас
21 Янв 2022
Источник

В «Синара Центре» прошел паблик-ток, посвященный развитию городского электротранспорта. Проблема актуальна для Екатеринбурга, где и трамвайный, и троллейбусный парки имеют высокую степень износа. Долгое время городской общественный транспорт генерирует убытки.

Чтобы исправить текущее положение дел, власти хотят передать электрический общественный транспорт в концессию. Предполагается, что инвестор обновит подвижной состав и отремонтирует/создаст всю инфраструктуру: контактные сети, трамвайные ветки, остановки, тяговые подстанции и так далее.

На публичной лекции член совета директоров «Синара — Транспортные машины» Юрий Осинцев рассказал, как холдинг собирается модернизировать городской электротранспорт в российских городах. А мы законспектировали.

— Несколько лет назад российское правительство обратило внимание на городской общественный транспорт. Во многих муниципалитетах он финансируется по остаточному принципу и постепенно приходит в негодность.

С некоторых пор в России действует программа, по которой Минфин выдает регионам субсидии, а также льготные инфраструктурные кредиты, а госкорпорация «ВЭБ.РФ» инвестору — дешевую ссуду. Таким образом, инвестору останется вложить 10–12% собственных средств, которые вернутся за счет тарифного меню и долгосрочных контрактов. Как правило, троллейбусы переходят в концессию на 15–17 лет, трамваи — на 25–30 лет.

При участии в государственно-частных проектах мы ссылаемся на опыт европейских городов, которые смогли модернизировать общественный транспорт. Концессионное соглашение позволяет быстро и качественно реализовать высокотехнологичный и дорогой проект.

При системе закупок, когда муниципалитет проводит конкурсные процедуры на обновление инфраструктуры или закупку подвижного состава, выигрывает тот, кто предложит меньшую цену. А это приводит к ухудшению качества товара. Плюс конкурсы затягивают время реализации проекта. В случае с концессией частный бизнес не заинтересован поставлять плохой товар, поскольку по условиям договора ему с ним еще работать десяток лет.

Эффектом от правильного устройства городского электротранспорта станет обеление рынка перевозок и увеличение налогооблагаемой базы. Мы видим, что сейчас порядка 10–20% доходов, поступаемых в качестве оплаты за проезд, находятся в серой зоне.

Кроме того, выстроенная система общественного транспорта и внедрение интеллектуальных решений — как, например, создание «зеленой волны» — позволят увеличить среднюю скорость движения с 12 км/ч до 24 км/ч. Сегодня вопросы логистики, перевозки пассажиров или грузов выходят на первый план.

Помните, какие проблемы мировой экономике создал контейнеровоз, застрявший посреди Суэцкого канала (тогда судно спровоцировало рос цен на нефть, а стоимость попавших в пробку российских грузов оценивалась примерно в $160 млн)? Когда есть сложности с логистикой — это всегда означает удорожание проезда или повышение стоимости продуктов, которые доставляют из одной точки мира в другую. По этой причине и система городского транспорта должна работать бесперебойно.

Первый проект концессии мы реализовали в Петербурге — это поставки так называемых трамваев «Чижик». Сейчас мы работаем над проектом в Таганроге: построим трамвайные пути и поставим подвижной состав. На этом примере мы видим, как новый общественный транспорт может поменять облик города: прилегающую к рельсам территорию власти начали приводить в порядок.

Современный трамвай позволяет не только увеличить скорость движения и сократить время поездки, но и воспользоваться удобствами (wi-fi, зарядка гаджетов), а также уменьшить потребление электроэнергии до 30%.

Также современная инфраструктура позволяет сделать трамвай бесшумным. Рельсы 25-метровой длины свариваются в пролеты до 400 метров. Когда мы строим линию, на рельсошпальную решетку мы укладываем специальные шумоизолирующие маты — прорезиненные прокладки. В результате трамвай служит в эксплуатации дольше.

Чтобы у новых трамваев была доступная цена, государству нужно обеспечить спрос на них. Ведь почему не пошла в серийное производство разработка от Уралвагонзавода R1? Потому что у муниципалитетов не было денег. Только в Москве проходят конкурсы на закупку 150–300 единиц подвижного состава. Для изготовителя критически важно иметь гарантии сбыта продукции на 2–4 года вперед, чтобы спланировать производство. Тогда и стоимость таких трамваев снизится.

Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости