Игорь Васильев, генеральный директор «Синара ГТР Краснодар»: «Трамвай в «Немецкую деревню» запустят в 2025 году»
BFM Кубань поговорил о развитии краснодарского трамвая, строительстве ветки в Западном направлении и других перспективных проектах с генеральным директором «Синара ГТР Краснодар» Игорем Васильевым.
– Здравствуйте, Игорь.
Игорь Васильев: Здравствуйте.
– «Синара» выступает в качестве концессионера проекта по строительству ветки в Западном направлении. В чем отличие концессии от стандартного подряда и какая в этом польза городу?
Игорь Васильев: Раньше это называлось государственно-частное партнерство, где часть денег выделяет государство, а часть – инвестор. На данный момент инвестором является компания «Синара – ГТР Краснодар», часть средств предоставляет в качестве кредита банк ВЭБ.РФ. Еще часть – это капитальный грант из федерального бюджета, который государство передает краю, а край – городу. В этом отличие между простым подрядом и концессией.
– «Синара» в 2023 году завершила реконструкцию трамвайного узла на улице Островского. К работе подрядчика были вопросы у мэрии города...
Игорь Васильев: Были вопросы, мы все проблемы разрешили совместно с подрядными организациями. Сам узел построен на 100%, остались небольшие шероховатости, которые надо просто исправить, но они не влияют на работу узла. Он уже полностью функционирует на все 100%. В данный момент ведутся основные пусконаладочные работы – стрелочных переводов и автоматизации. Также идет автоматизация всех цифровых табло, которые размещены на четырех установках. В планах до конца декабря завершить все работы и 27-28 декабря начать вводить узел в полную эксплуатацию, чтобы передавать его городу.
– В 2024 году «Синара» приступает к реализации первого этапа строительства трамвайной ветки в Западном направлении. На прошлой неделе начали очищать территорию, по которой она пройдет. Существуют ли здесь проблемы и на каком этапе находится проект?
Игорь Васильев: Проблема которая может возникнуть, это переустройство инженерных сетей. На этом участке длиной 2 километра у нас пять основных сетей. Это водопровод большого диаметра и три газовые трубы высокого давления. Город уже начал очищать территорию от имущества третьих лиц. Мы сейчас прорабатываем вопрос с генеральным подрядчиком о заключении контрактов о переустройстве сетей.
Также проработали вопрос о закупке материалов на данный узел. На этот момент уже 1 километр рельсов находится на базе КТТУ, а еще 1 километр находится в Таганроге на нашем втором объекте. Автотранспортом оттуда мы его быстро перевезем. Основная база подрядчика находится в Таганроге, у нас там есть пункт разгрузки с железнодорожного состава.
В остальном у нас с краем и городом прекрасное взаимодействие, полностью друг друга поддерживаем. Передача земельных участков ведется в плановом режиме. Планируем завершить все в срок, как предписано концессией.
– В целом при реализации проектов по строительству трамвайной ветки какая основная проблема, с которой вы сталкиваетесь, как концессионер. Это подготовка работ или сами работы?
Игорь Васильев: Есть небольшие трудности и в подготовке, и во время процесса работ. Например, у нас было время, когда была утеряна вся геология, и это во всех городах. И с 90-х по 2000-е как хотели, так и прокладывали сети. Выходит, что мы натыкаемся на сети, которые нигде не нанесены на геологии. Все проходит в плановом режиме, постоянно проводим планерки на объектах и быстро корректируем, если что-то нашли.
– Какова стоимость строительства Западной ветки?
Игорь Васильев: Общая стоимость концессии 28,4 млрд рублей. Сюда входит поставка 100 вагонов подвижного состава. Из них 90 это односекционные вагоны и еще 10 трехсекционных.
– Деньги выделяются из бюджета?
Игорь Васильев: Из бюджета 9,6 млрд, остальное — ВЭБ и компании «Синара».
– При концессии, которая заключена на 25 лет, вы будете выступать после завершения строительства арендатором? Кто будет зарабатывать деньги на трамвае?
Игорь Васильев: Мы будем выступать арендаторами, а КТТУ будет являться эксплуатирующей организацией.
– В 2024 году будет завершена линия до «Немецкой деревни». Какие дальше будут направления?
Игорь Васильев: Дальше от «Немецкой деревни» до «Баскет Холла» протяженностью где-то 11 километров. И дальше от «Баскет Холла» до улицы Московской. У нас все три трассы согласованы. Но на четвертом этапе мы с городом дорабатываем прохождение самой трассы. У нас есть ряд небольших проблем. По улице Дзержинского, по эстакаде. Там есть федеральная трасса, по которой нельзя запускать городской транспорт. В администрации нам помогают, прорабатываем несколько путей трассы. Решение будет принято, скорее всего, в середине 2024 года.
– По первому этапу уже все известно?
Игорь Васильев: Он у нас не первый, а второй этап. Первый — это узел на Московоской. Этап второй — от Западного депо до «Немецкой деревни». Трасса согласована, все утверждено. 25 декабря нам уже передадут земельные участки для застройки 500 метров, приступим к подготовительному периоду. До конца года планируем построить 14,5 километров.
– Она пройдет по Западному обходу, получается.
Игорь Васильев: Ветка пройдет по улице Круговой, по Красных Партизан, затем поворот на Западный обход, потом на Ближний Западный обход и у «Немецкой деревни» делаем разворотное кольцо. Ветка будет функционировать автономно, после сдачи можно начинать обкатку и пробовать запускать общественный транспорт.
– Когда будет запущен первый маршрут?
Игорь Васильев: Я думаю, что скорее всего это будет в 2025 году.
– Он будет один?
Игорь Васильев: Наверное, сначала это будет один маршрут, потом может количество увеличиваться. КТТУ решит, как будет перевозить жителей Краснодара.
– Какие объемы перевозки пассажиров запланированы городом и концессионером?
Игорь Васильев: Когда в 2025 году будет введен второй этап, у КТТУ будет возможность перевозить 4,1 млн пассажиров дополнительно. Это только от «Немецкой деревни» до Западного депо. А в целом по всей ветке планируется перевозить 14,5 млн пассажиров в год.
– То есть экономия времени значительная?
Игорь Васильев: По просчетам специалистов экономия составит до 30 минут.
– Концессия с городом у «Синары» заключена на 25 лет, то есть вы продолжительное время еще будете в Краснодаре. Планируются ли проекты по строительству других трамвайных веток?
Игорь Васильев: У нас также есть в разработке Восточная концессия. На данный момент она проработана, направлена в город. Там есть ряд нюансов, которые мы сейчас обговариваем с городом. После завершения будет принято окончательное решение о заключении концессии.
– Имеется в виду та самая ветка в район Гидростроителей?
Игорь Васильев: Да.
– На каком этапе этот проект?
Игорь Васильев: Концессия подготовлена, прошла все слушания. Там есть ряд небольших трудностей.
– Если говорить о Восточном направлении, то какие там еще планируются ветки?
Игорь Васильев: Там есть еще одно направление, на Восточно-Кругликовскую. У нас там тоже есть небольшая загвоздка. Там нужно построить депо, чтобы пустить подвижной состав. Пока этот вопрос до конца не решен.
– Спасибо за разговор, Игорь.
Игорь Васильев: И вам спасибо большое, что пригласили.