Евгений Васильев, руководитель «Синара-Городские Транспортные Решения», «Непредвиденные расходы могут возникнуть, однако это исключительно наша проблема»

Колонка руководителя
17 окт 2021
Источник
Руководитель «Синара-ГТР» Евгений Васильев — о крупнейшем в стране концессионном проекте в сфере городского транспорта: модернизации таганрогского трамвая и особенностях проекта ГЧП

В ноябре прошлого года правительство Ростовской области и компания «Синара — Городские транспортные решения» («Синара-ГТР») подписали пятилетний контракт о сотрудничестве в сфере развития систем городского общественного транспорта. Стандартная и малопонятная тогда формулировка скрывала, как выяснилось уже совсем скоро, вполне конкретное наполнение — модернизацию городского трамвая в Таганроге. Чуть позже, уже в начале года текущего, к проекту присоединился ВЭБ. В целом развитие трамвайного транспорта в городе «потянуло» на 11,8 млрд рублей, которые в рамках концессионного соглашения и инвестирует с помощью ВЭБа «Синара-ГТР». Согласно рейтингу «Эксперта Юг», это самый крупный проект в сфере ГЧП на Юге.

По словам гендиректора «Синара-ГТР» Евгения Васильева, это первый в России опыт модернизации всей трамвайной сети города и первый проект подобного уровня на концессионной основе. На очереди проектирование развитие трамвайных сетей в Ростове и Новочеркасске. Еще в прошлом году стороны договорились о совместной работе по вопросам развития общественного транспорта, а в качестве механизмов сотрудничества предполагается использовать также и лизинг.

Модернизация трамвайной сети — лишь часть большого соглашения подписанного на Петербургском экономическом форуме в июне между «Синарой» и правительством Ростовской области. Сотрудничать предполагается по линии развития производственного потенциала предприятий по инжинирингу и сервисному обслуживанию железнодорожной техники и дизельных промышленных установок, а также проектированию, строительству и комплексному управлению объектами недвижимости. Компания также нацелена на предоставление высокотехнологичных и удобных финансовых услуг для предпринимателей и физических лиц, продвижение туристической отрасли, а также внедрение энергосберегающих технологий.

Масштабное сотрудничество с Ростовской областью начали с Таганрога — Почему было принято решение начать модернизацию транспортной системы в городах региона именно с Таганрога?

— Таганрог исторически представлял большую значимость для России и обладает внушительным списком регалий. Это второй по величине город в Ростовской области, напрямую влияющий на уровень экономического развития региона.

Трамваи появились на улицах Таганрога почти 90 лет назад, при этом капитальный ремонт инфраструктуры проводился всего единожды, еще при Советах, в далеких 1970-х годах. Несложно представить, что все трамвайное движение города, некогда пользовавшееся большой популярностью у населения, до сегодняшнего момента находилось практически в упадке. Поэтому, в какой-то мере, модернизация системы была неминуема и скорее вопросом времени. Отдельно отмечу, что не последнюю роль в ускорении принятия этого решения сыграло и личное содействие спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, взявшей вопросы развития Таганрога под свой особый контроль. Валентина Ивановна действительно «держит руку на пульсе и персонально участвует в важных для Таганрога событиях. Так, 10 сентября в ходе рабочего визита ею был дан старт второго этапа проекта по модернизации всей трамвайной инфраструктуры города.

Активные работы там ведутся с конца мая, именно тогда, компания «Синара-ГТР» и администрация муниципального образования подписали концессионное соглашение. Строительство проводилось в крайне сжатые временные сроки, в результате чего уже завершена первая фаза первого этапа проекта: построено 10,6 км трамвайных путей, закуплено 10 полностью низкопольных вагонов, установлено 20 новых и реконструировано четыре имеющихся остановочных комплекса. Сейчас наши специалисты проводят капитальный ремонт диспетчерского пункта и реконструкцию трех тяговых подстанций, финализируют строительные работы на путях. Это первый в России опыт модернизации всей трамвайной сети города, а делать что-то впервые всегда рискованно и сложно, зато нарабатывается тот самый уникальный набор компетенций, который, я уверен, позволит нам в дальнейшем успешно реализовать второй этап в Таганроге и схожие концессионные проекты в других городах России.

Для возврата инвестиций требуется двукратный рост пассажиропотока

— Согласно концессионному соглашению, сроки окупаемости проекта, о которых говорилось в СМИ, составляют 30 лет. Каковы условия по возврату инвестиций? Какие сценарии просчитывались при отклонении пассажиропотока от заданных параметров?

— Перед тем, как приступить к поэтапной реализации проекта, нашими специалистами была проведена огромная работа по изучению транспортной ситуации в городе в целом. Вместе с нашими коллегами из Simetra мы также проработали различные сценарии развития «трамвайного вопроса». Отмечу, что до включения «Синара-ГТР» в проект пассажиропоток таганрогского трамвая составлял от 9 до 11 миллионов человек в год. При условии качественного предоставления транспортной услуги эта цифра должна возрасти в два раза – до 20-21 миллионов.

При этом не стоит забывать, что трамвай – один из самых экологичных видов транспорта и прогрессивная часть населения, которой важен данный аспект, сможет сделать выбор в пользу этого способа передвижения. Трамвай способствует снижению вредных выбросов в городе и улучшение качества воздуха, которым дышат горожане.

Чтобы население пересаживалось с маршруток и даже личных автомобилей на общественный транспорт, нужно сделать его максимально комфортным. Над этим мы как раз и работаем. Считаем, что показатель в 21 миллионов поездок в год – это скорее пессимистичный прогноз. Ранее пассажиропоток измерялся исходя из общей собранной суммы за проезд. Однако уже сейчас, хотя мы осуществляем перевозки меньше месяца, видно, что при выполнении примерно 7 тысяч поездок в сутки, оплата приходит в лучшем случае от 40%. Поэтому выдаваемая цифра пассажиропотока в прошлом весьма условно связана с реальностью. Новые же трамваи оборудованы видеокамерами и системой подсчета пассажиров, поэтому фактический объем поездок также «вышел из серой зоны».

Срок концессионного соглашения рассчитан с учетом планируемой окупаемости проекта. У меня нет сомнений в том, что при грамотном исполнении своей части договора мы сможем вернуть вложенные инвестиции за этот период. Это первый не только для нас, но и в принципе в России проект общегородского масштаба, реализуемый в столь короткие сроки. Тем не менее, мы подписали концессионное соглашение в мае этого года, и уже в сентябре запустили первые трамваи по вновь отстроенному полотну.

— Ранее в СМИ отмечалось, что в концессионном соглашении прописан фиксированный объем расходов на эксплуатацию трамвайной инфраструктуры Таганрога в течение 30 лет. Каков объем этих расходов со стороны «Синары-ГТР»? Что предполагается делать на случай непредвиденных расходов?

— Непредвиденные затраты могут возникнуть – именно это и составляет инвестиционный риск для концессионера. Однако это исключительно наша проблема, и она ни в коем случае не станет расходной строкой городского бюджета. В этом, собственно, и заключается вся прелесть концессионного соглашения для региона: свои проблемы инвестор решает сам, и они не ложатся на плечи жителей.

— Достигнута ли с властями города договоренность по внедрению транспортных карт?

— Транспортные карты «Таганрогского трамвая» введены и работают на «третьем» маршруте. Любой желающий может приобрести проездной у кондуктора в трамвае. При этом карточка работает как электронный кошелек – скачав приложение «Таганрогского трамвая» на свое мобильное устройство, пользователь может привязать туда проездной и пополнять его с помощью банковской карты.

Пассажиры таганрогского трамвая могут выбрать любой из четырех способов заплатить за проезд. Со временем наиболее популярным, как показывает практика, станет использование транспортных карт. Они специально выпущены к началу работы обновленного три маршрута.

Также можно расплатиться уже привычными банковскими картами. Автоматическая касса, расположенная в середине трамвая между второй и третьей дверью, принимает наличные деньги – монеты и купюры. Также бумажный билет можно купить у кондукторов-контролеров.

Наша задача на будущее – это, конечно, перейти на бесконтактную систему оплаты, как это реализуется сейчас по всему миру и в России в том числе. Например, все поездки в городском транспорте Москвы оплачиваются бесконтактно картой «Тройка», в Санкт-Петербурге – картой «Подорожник», ведутся переговоры об объединении этих систем для удобства пассажиров. В Таганроге также будем вести работу по переходу на современные технологии в данном вопросе. Пока не везде все работает идеально: система еще непривычна людям, возникает много вопросов, со временем все отладим.

Видимые проекты «Синары» пока ограничиваются транспортом и благоустройством

— Связана ли модернизация трамвайной сети Таганрога, а также благоустройство скверов и приведение в порядок общественных территорий города с другими планами группы «Синара»: например, по созданию курорта и строительству гостиниц?

— После визита в город Валентины Матвиенко правительство РФ приняло решение о включении Таганрога в программу развития туристических кластеров. Эту задачу поручено реализовать руководству региона. Она курируется заместителем губернатора Ростовской области Александром Скрябиным, прорабатывается идея включения Таганрога в туристическую макротерриторию «Юг», которая будет создана в рамках национального проекта по развитию туризма. Планы, сами видите, масштабные.

Современная транспортная сеть, конечно, поможет развитию города и реализации туристического потенциала Таганрога. Я бы сравнил это с ремонтом в доме, когда каждое улучшение имеет значение и влияет на общее впечатление и жизненный комфорт и жителей, и гостей.

Вы, кстати, правильно заметили, что компания «Синара – Городские Транспортные Решения Таганрог» занималась благоустройством бывшей танцевальной площадки в парке культуры и отдыха им. Горького, преобразив ее в современное общественное пространство, где можно не только приятно, но и полезно провести время с семьей и друзьями. Разумеется, этого пункта в концессионном соглашении не было, и это был своего рода подарок горожанам, а не требование ГЧП.

— Ранее стало известно со ссылкой на представителей администрации Ростова, что «Синара» намерена обновить трамвайную сеть донской столицы в рамках концессии по примеру Таганрога («Эксперт Юг» ранее подробно рассказывал об особенностях «трамвайного» проекта в Ростове). Так ли это?

— На данный момент официальный конкурс на осуществление масштабного проекта в Ростове-на-Дону не объявлен, и поэтому делать какие-то заявления на этот счет я считаю преждевременным.
Все интервью
Подписаться на рассылку

Другие интервью